«Сбер» решил купить «Стокманн»
Сбербанк планирует купить российское подразделение ретейлера «Стокманн», говорится в сообщении кредитной организации. Обязывающее соглашение о покупке 100% компании с владельцем российского «Стокманн» Яковом Панченко стороны намерены подписать в первой половине этого года, после того как все проверки и одобрения, в том числе со стороны ФАС, будут получены.
После того как сделка состоится, «Стокманн» будет интегрирован с маркетплейсом «СберМегаМаркет», став его fashion-оператором. Сделка позволит «Сберу», как уточняется в его сообщении, «усилить позиции в электронной коммерции, увеличить долю одежды и обуви в обороте онлайн-сервисов». За счет сделки «СберМегаМаркет» рассчитывает нарастить совокупный оборот товаров fashion-сегмента от общего оборота маркетплейса в перспективе нескольких лет примерно до 20%.
В третьем квартале 2021 года «СберМегаМаркет», по данным «Сбера», нарастил общий объем оборота товаров в 2,3 раза, до 6 млрд руб. в сравнении с предыдущим кварталом.
«Стокманн» продолжит развивать и укреплять собственный бизнес, «в том числе за счет более сильной экспертизы в онлайн-торговле, которой обладает «СберМегаМаркет», приводятся в сообщении слова председателя совета директоров ретейлера и его владельца Якова Панченко.
Чем известен «Стокманн»
«Стокманн» в России изначально был финским ретейлером, развивающим универмаги с одеждой, обувью, товарами для детей и для дома. В 1989 году финский концерн открыл первый российский магазин в московском ГУМе как совместное советско-финское предприятие «Калинка-Стокманн», став первым магазином иностранного ретейлера в Советском Союзе. В 1998‑м уже обычный магазин Stockmann открылся в «Смоленском пассаже».
В 2015 году материнская компания Stockmann из-за низких результатов работы продала бизнес в России Reviva Holdings — франчайзи сети универмагов Debenhams («Дебрусс»), принадлежащей бизнесмену Якову Панченко. Сегодня «Стокманн» владеет 12 универмагами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске. Оборот компании в 2021 году составил 10 млрд руб.
Стоимость готовящейся сделки не раскрывается. Генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает стоимость российского «Стокманна» с учетом чистого убытка и долговых обязательств в 1–1,5 млрд руб.
«Для «Стокманна» это уникальная сделка, так как он нуждается в инвестициях для развития онлайн-бизнеса, маркетплейсу же нужны компетенции в управлении ассортиментом, взаимодействии с поставщиками и закупках, а также сильный собственный бренд. Сейчас у маркетплейсов период привлечения продавцов, но очень скоро встанет вопрос дифференциации, поэтому бренд «Стокманн» позволит «СберМегаМаркету» не только сэкономить время и ускорить развитие fashion-категории, но и эффективнее конкурировать с другими маркетплейсами», — объясняет эксперт.
«Все маркетплейсы стремятся работать на рынке fashion, но это очень сложная категория — сложное управление ассортиментом, необходимы примерка и возвраты. Построить процессы и создать команду, которая умеет работать с fashion, очень сложно, а благодаря покупке «Стокманна» «СберМегаМаркет» получит это сразу. Тем более что мультибрендовых игроков в ценовом сегменте «средний-средний плюс» не так много», — говорит партнер Bain & Company Евгений Белащенко.
Также он предполагает, что «Сбер» сможет использовать магазины «Стокманна» для расширения омниканальных продаж, развития инфраструктуры и компетенций для примерки и возвратов, а также тестирования цифровых инноваций, таких как бесконечная полка, виртуальные примерочные и др.