Семь европейских стран закрыли полеты для россиян. Как попасть в Европу
Эстония и Латвия решили закрыть воздушное пространство для российских самолетов. «Эстония присоединяется к польской инициативе и запрещает всем российским авиакомпаниям использовать наше воздушное пространство», — заявил министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас.
По его словам, это решение будет документально оформлено в ближайшее время. «Призываю наших балтийских коллег сделать то же самое, чтобы отрезать Россию от европейского воздушного пространства», — сказал он. «Будьте уверены, воздушное пространство для российских рейсов будет закрыто!» — добавил латвийский министр юстиции Янис Борданс (его цитирует Новая консервативная партия Латвии, которую он возглавляет).
К двум своим соседям присоединилась Литва, которая тоже закрыла воздушное пространство для российских авиакомпаний. Вслед за ними о закрытии воздушного пространства для российских самолетов заявила Румыния, об этом сообщил глава пресс-службы правительства страны Дан Кэрбунару.
Какие еще страны закрыли небо для россиян
Накануне представитель кабмина Польши Петр Мюллер заявил, что с полуночи 26 февраля закроет воздушное пространство для российских авиакомпаний. Постановление об этом поручил подготовить премьер Матеуш Моравецкий. «Я приказал подготовить постановление совета министров, которое приведет к закрытию воздушного пространства для российских авиакомпаний», — сказал он. Вслед за ним министр транспорта Чехии Мартин Купка сказал, что эта страна также закрывает воздушное пространство для российских авиакомпаний с 26 февраля. «Это просто вопрос мира», — пояснял чешский премьер Петр Фиала. С таким заявлением он выступил после начала военной спецоперации на Украине, которую российский президент Владимир Путин объявил рано утром 24 февраля.
С 0:00 26 февраля действует запрет и властей Болгарии на полеты всех воздушных судов с лицензией, выданной Россией. Ранее Великобритания внесла «Аэрофлот» в санкционный список, компания прекратила полеты в эту страну. 26 февраля министр транспорта Великобритании Грант Шаппс заявил о расширении ограничений на все российские частные самолеты.
В ответ на ограничения Росавиация запретила британским самолетам использовать воздушное пространство России, в том числе для транзитных полетов. Теперь она ввела запрет на полеты из Болгарии, Польши и Чехии. Они могут быть выполнены только по специальному разрешению Росавиации или российского МИДа
После начала военной операции на Украине также фактически закрыто воздушное пространство Украины и Молдавии, частично — России (на юге) и Белоруссии.
Как теперь добираться из России в Европу
Вечером в пятницу, 26 февраля, крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines заявила, что приняла решение отменить все рейсы в Европу с 26 февраля по 13 марта в связи с закрытием воздушного пространства европейскими государствами. Были отменены рейсы в Бургас, Варну, Мюнхен, Вену, Дюссельдорф, Берлин, Верону, Болонью, Милан, Аликанте, Барселону, Ларнаку, Пафос, Салоники, Ниццу, Париж. Продажа билетов на эти рейсы после 13 марта также временно приостановлена.
Но уже утром в субботу компания уточнила, что все же будет осуществлять часть рейсов в Европу. «В связи с меняющейся ситуацией S7 Airlines прорабатывает маршруты для облета закрытых воздушных пространств», — говорится в ее новом сообщении. 26 февраля запланированы рейсы Москва — Верона — Москва и Москва — Ницца — Москва.
«Аэрофлот», выполняющий большинство российских рейсов за рубеж, продолжает летать в Европу, но облетая страны, закрывшие свое воздушное пространство для российских компаний. «В связи с закрытием воздушного пространства Чехии и Польши полетное время, конечно же, увеличится», — говорил РБК накануне источник в группе «Аэрофлот». По его словам, по большинству направлений увеличение составит от 15 до 20 минут, а по некоторым (Турция, Египет, Греция) — до одного часа. Но собеседник не уточнил, приведет ли это к увеличению стоимости билетов.
Для полетов в Западную Европу у российских авиакомпаний еще есть два альтернативных варианта, отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: через Балтику и Германию, огибая Польшу с севера, или через Черное море, огибая Украину и Молдавию. Например, в субботу самолет авиакомпании Nordwind пролетел над Балтийским морем по маршруту из России в Варадеро (Куба).
Продолжительность каждого рейса в зависимости от маршрута увеличится на 30–70 минут, оценивал глава консалтинговой компании Friendly Avia Support Олександр Ланецкий. По его словам, час полета магистрального самолета Airbus A320 (или Boeing B-737) обходится авиакомпании в $5–8 тыс., поэтому себестоимость одного билета может вырасти на $25–45 (2173–3912 руб. по курсу ЦБ на 25 февраля), если авиакомпании захотят переложить затраты на пассажира. Но стоимость авиабилета определяется рынком — спросом и предложением, а не исходя из дополнительных затрат на топливо, парировал сотрудник одного из российских перевозчиков.
РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота» и S7.