Клишас назвал риски ведения Instagram и владения акциями Meta
Владельцам акций Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена, как и принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram) не угрожает уголовное преследование, считает глава комитета Совфеда по госстроительству Андрей Клишас.
«Но, честно говоря, я бы все-таки от этих акций избавился, если бы у меня были такой компании», — сказал он в интервью РБК.
Клишас добавил, что у него самого нет ни акций Meta, ни страниц в Facebook и Instagram. «Скорее, как вы сказали, по морально-этическим каким-то вещам. Я считаю, что это абсолютно недопустимо. Я не хочу просто оставаться на таких платформах. Они распространяют совершенно экстремистские материалы», — убежден сенатор.
За наличие страниц в Facebook и Instagram никаких санкций в отношении граждан и юрлиц не предусмотрено, уточнил Клишас. «Знаете, с чем могут быть действительно сложности, это с перечислением средств, включая рекламу. Я бы воздержался от такого рода действий. Потому что сейчас практически это финансирование экстремистской организации», — пояснил он. При этом продавать свою продукцию на этих платформах, «наверное», можно, сказал сенатор.
Пользователям VPN, по его мнению, преследование тоже не грозит: в законе ответственность за это не прописана. Клишас сообщил, что не видел ни одного проекта о такой ответственности и ни с кем это не обсуждал.
«Но можно ли блокировать сами эти ресурсы, грубо говоря, сайты, где можно скачать VPN. Определенная законодательная база уже есть. Я считаю, что их можно и нужно блокировать. Любое правило люди найдут способ обойти. А исполнительная власть в пределах собственных полномочий, компетенции будет каждый раз находить способ закрывать те или иные лазейки», — пояснил он.
Тверской суд Москвы 21 марта удовлетворил иск Генеральной прокуратуры и признал экстремистской деятельности компании Meta на территории России, запретив ее. Принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram теперь тоже считаются экстремистскими и запрещены.
Прокурор в суде уточнил, что пользователей не будут наказывать за использование этих платформ. По мнению юриста Павла Чикова, привлечь к ответственности можно будет, например, за публичную демонстрацию символики самой компании, Facebook или Instagram — арестовать на срок до 15 суток по ст. 20.3 УК (за пропаганду атрибутики или символики экстремистских организаций). Чиков не исключил и ответственности за покупку рекламы в этих соцсетях или торговлю акциями Meta — по ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской деятельности).
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Ксения Лапшина сказала «РБК Инвестициям», что пока нет никаких решений относительно акций компании, владельцы бумаг Meta не будут привлекаться ни к какой ответственности. Речи о делистинге акций пока не идет, отметила она. По мнению эксперта, власти не заинтересованы в том, чтобы навредить российским инвесторам, а компания в свою очередь «замотивирована найти компромисс» с руководством страны. Лапшина призвала не поддаваться панике и дождаться объявления конкретных мер, если они будут. Финансовый консультант Владимир Верещак и управляющий партнер адвокатского бюро «Проспект» Олег Бычков предположили, что стоит пока ограничить операции с акциями Meta.
Председатель комитета Госдумы по информполитике и связи Александр Хинштейн еще до решения суда говорил РБК, что в случае признания Meta экстремистской организацией ее миноритарным акционерам не грозит обвинение в экстремизме. То же касается и более крупных акционеров, не участвующих в принятии решений в Meta, добавил депутат. По его словам, эту позицию разделяют Генпрокуратура и Роскомнадзор.
Роскомнадзор пояснял, что запрет Instagram и Facebook не повлечет за собой ограничений на использование этих сервисов физическими и юридическими лицами. Однако теперь СМИ должны маркировать Meta, Facebook и Instagram как организации, деятельность которых запрещена на территории России, и не могут демонстрировать их логотипы.
Дело против Meta возбудили после того, как она временно сняла запрет на публикацию призывов к насилию в отношении российских военных на Украине и руководителей России и Белоруссии на своих платформах. Генпрокуратура заявила, что деятельность Meta направлена против России и ее Вооруженных сил. В компании затем пояснили, что мера действует только на территории Украины в «чрезвычайных и беспрецедентных обстоятельствах».