Власти потратят ₽36 млрд на замену кукурузников
До 2030 года государство планирует заказать не менее 300 легких многоцелевых самолетов ЛМС-901 «Байкал», заявил РБК гендиректор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Вадим Бадеха.
Цена «Байкала» в девятиместной базовой версии (без автопилота, с возможностью летать только по правилам визуальных полетов) составляет 120 млн руб., говорит директор по продажам и маркетингу УЗГА Олег Богомолов. То есть за партию из 300 «Байкалов» предприятие-изготовитель «Байкал-Инжиниринг» («дочка» УЗГА) выручит как минимум 36 млрд руб. РБК направил запрос в Минпромторг.
Самолеты «Байкал» рассчитаны на замену самолетов Ан-2 (первый полет состоялся в 1947 году). «Сейчас [в России] летают около 300 Ан-2 с действующими сертификатами летной годности», — отмечает Богомолов.
УЗГА — единственное частное авиастроительное предприятие России, которое получит госзаказ на гражданские воздушные суда. По данным СПАРК, УЗГА принадлежит НК Банку Виктора Григорьева. Представитель завода отказался комментировать тему бенефициаров УЗГА.
Госзаказ на «Байкал» и другие гражданские воздушные суда производства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), холдинга «Вертолеты России» (обе структуры входят в «Ростех») и УЗГА обсуждался на совещании у Владимира Путина, прошедшем 20 июля на авиасалоне МАКС-2021 в подмосковном Жуковском.
«Нужно четко определить перспективные планы производителей по выпуску авиационной техники как минимум до 2030 года, а также их ответственность по своим обязательствам в части сроков поставки, цен, качества и уровня исправности такой техники», — отметил президент. По его словам, эти планы должны быть обеспечены соответствующим финансированием из различных источников.
После совещания глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что на заказ гражданской авиатехники до 2030 года планируется потратить 2,5 трлн руб. (60% этой суммы будет выделено из ФНБ).
УЗГА планирует продать два первых серийных самолета в 2023 году, говорит Богомолов. Сейчас проект «Байкала» находится на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), также машину предстоит сертифицировать для возможности коммерческой эксплуатации. На МАКС-2021 был представлен прототип «Байкала», который еще не летал. По словам Бадехи, для проведения НИОКР и сертификации самолета понадобится около 5 млрд руб. Минпромторг уже вложил в проект около 1,2 млрд руб., и примерно 300 млн руб. в «Байкал» инвестировал УЗГА. Гендиректор УЗГА рассчитывает, что оставшиеся средства выделят Минпромторг и Казахстан.
21 июля на МАКС-2021 Уральский авиазавод и компания «Казахстанская авиационная индустрия» (КАИ; принадлежит госкомпании «Казахстан инжиниринг») договорились об инвестировании казахстанской стороной 1 млрд руб. в НИОКР и сертификацию «Байкала». «Скорее всего, это будут и частные, и государственные средства», — сообщил РБК гендиректор КАИ Данияр Амангильдин. За счет этих инвестиций КАИ получит 20% компании «Байкал-Инжиниринг». Договором предусмотрен опцион по увеличению доли в «Байкал-Инжиниринг» до 50% путем дополнительных инвестиций, отметил Богомолов и подтвердил Амангильдин.
В дополнение к 5 млрд руб. еще около 1 млрд руб. потребуется вложить в подготовку производства «Байкалов» на площадке «Уктус» особой экономической зоны «Титановая долина» (Свердловская область). По словам Бадехи, УЗГА вложит в подготовку производства замены для кукурузника собственные средства.
До 2028 года «Байкал-Инжиниринг» планирует производить 7–15 самолетов ежегодно, потом предприятие рассчитывает выйти на темпы строительства 30–50 машин в год. Богомолов оценивает российский рынок для самолетов «Байкал» в 200–250 машин. Кроме того, УЗГА планирует поставлять эти самолеты в дальнее зарубежье. По словам Богомолова, подтвержденный спрос на «Байкалы» внутри Казахстана сейчас составляет около 100 самолетов. Твердых контрактов на приобретение ЛМС-901 пока нет.