Бывший завод грузовиков Volvo сменил владельца
Бывший завод по производству грузовиков Volvo в Калуге приобретет группа компаний «Промышленные инвестиции», сообщил губернатор области Владислав Шапша.
«На площадке одного из предприятий — бывшего завода «Вольво» — побывали с Альбертом Каримовым (замглавы Минпромторга. — РБК). Новый собственник — Группа компаний «Промышленные инвестиции» — вступает в свои права», — написал он в телеграм-канале.
Что известно про покупателя
Как утверждает источник «Интерфакса», новый владелец — «Промышленные инвестиции» — это недавно созданная группа компаний, объединяющая ведущих разработчиков и производителей на рынке строительно-дорожных, сельскохозяйственных и специальных машин. Собеседник агентства заявил, что группа связана с миллионером Дмитрием Стрежневым, бывшим совладельцем «Еврохима».
Губернатор в своем сообщении ничего не уточнил о новых бенефициарах проекта. Но он добавил, что сейчас ведутся переговоры с потенциальными промышленными партнерами, одним из которых может стать автозавод «Урал». Это предприятие в Челябинской области до мая 2023 года принадлежало «Объединенной машиностроительной группе» (ОМГ) Стрежнева, а сейчас передано менеджменту. По заявлению губернатора, первые грузовики будут выпущены с завода в Калуге уже в этом году.
ОМГ до недавнего времени считался основным активом Дмитрия Стрежнева: в феврале 2020-го компания купила активы группы «ГАЗ» в сфере производства грузовой, дорожно-строительной и спецтехники. В периметр группы входили производитель грузовиков «Урал» (в городе Миасс Челябинской области), доли в «Ярославском моторном заводе» (ЯМЗ), «Брянский тракторный завод», «ОМГ Строительно-дорожные машины» (производят строительно-дорожную и специальную технику под брендом UMG). Но в феврале ОМГ попала в санкционный список ЕС и с мая находится в процессе ликвидации.
По данным СПАРК, сейчас в «Промышленные инвестиции» входят недавно созданные компании «Литье и поковки» (Нижний Новгород), «Спецтехника лизинг» (Москва), «Строймеханизация» (Челябинск).
Как утверждает источник «Коммерсанта», приобретенный завод до конца ноября перейдет компании АО «Автомобильное моторное общество»: как сообщал еще 20 октября профильный телеграм-канал «Русский автомобиль», это АО зарегистрировано по адресу регистрации самого завода. Его учредителем стал Григорий Пилипенко, бывший член совета директоров «Еврохима».
РБК направил запрос в ОМГ, пресс-службу калужского завода, в глобальный офис Volvo и в «ПО УРАЛАЗ» (еще один актив Стрежнева).
Как продавали Volvo
Volvo приостановил работу в России на фоне специальной военной операции в марте 2022 года — были остановлены и производство, и продажа машин. Помимо завода по производству грузовиков (мощность выпуска — 15 тыс. грузовиков в год), на площадке в Калуге размещены сервисный центр грузовой техники «Volvo Truck Center Калуга», таможенный департамент Volvo, завод по производству экскаваторов компании Volvo Construction Equipment и завод Volvo Group Cab Factory по производству кабин для грузовых автомобилей Volvo и Renault. В 2021 году компания продала в России 5,692 тыс. новых грузовиков (прирост +31% по сравнению с 2020-м). По данным за 2021 год, грузовики Volvo были на третьем месте по популярности в России после «КАМАЗа» и «ГАЗа». Как указывал концерн в отчетности за второй квартал 2023 года, из общей суммы связанных с Россией активов (9 млрд шведских крон), создан резерв под обесценение в 4,1 млрд шведских крон.
В начале сентября Минпромторг объявил о передаче активов Volvo местному инвестору, кому именно — власти не уточняли. При этом ряд дочерних структур шведского автоконцерна Volvo в России, включая калужский завод, перешли под операционный контроль структур бизнесмена Игоря Кима. Как утверждают источники «Коммерсанта», интерес к заводу у Стрежнева был с самого начала, Кима же интересовал только финансовый и дистрибуторский бизнес Volvo. Но Volvo «не готова была рассматривать других покупателей, кроме господина Кима».
Как сообщили в Минпромторге, «министерством совместно с отечественным промышленным партнером реализуется план мероприятий, направленных на скорейший перезапуск производства на калужской площадке Volvo»: «Со всеми заинтересованными сторонами также прорабатываются варианты дальнейшего расширения производства и номенклатуры выпускаемой продукции».
Партнер консалтинговой компании «Деловые решения и технологии» (бывшая Deloitte) Татьяна Кофанова считает, что промышленный партнер в проекте перезапуска завода возможен не один, а несколько. «Поиск партнера будет точно трудоемким процессом. Самая большая трудность связана с восстановлением или созданием цепочек поставок. Особенно устойчивых поставок, а не разовых. Локализация производств иностранных автоконцернов была невысокая, много комплектующих везли, теперь поставки нужно организовывать заново», — пояснила эксперт.