Крах туризма: почему 2014 год оказался роковым для туроператоров
До 2014 года на туристическом рынке было всего два случая краха больших туроператоров. В ноябре 2010 года с дистанции сошел «Капитал тур», в январе 2012-го – «Ланта-тур вояж». В страховую компанию «Инногарант», финансовому гаранту «Капитал тура», тогда обратились более 6 тыс. пострадавших клиентов с компенсациями на 268 млн руб. Ни одной выплаты «Инногарант» не произвел. «Ингосстрах», застраховавший «Ланту» на 100 млн руб., получил претензии на 192,8 млн руб. от 6,2 тыс. человек. Каждый из них получил лишь половину причитающейся компенсации.
После падения «Ланты», которое пришлось на предвыборную кампанию Владимира Путина, туристическое законодательство было реформировано. В частности, размер финансовых гарантий у крупных туроператоров с лета 2012 года стал привязан к ее выручке. По замыслу депутатов, таким образом размер финансового обеспечения крупных туроператоров должен был увеличиться со 100 млн руб. в разы.
Благие намерения законодателей привели к прямо противоположному результату. Если в 2012 году. до изменения отраслевого законодательства, в федеральном реестре, который ведет Ростуризм, значился 41 туроператор выездного туризма с гарантией на 100 млн руб., то летом 2014-го – только 21 с гарантией на 100 млн руб. и более. Страховщики просто не стали брать на себя риски и страховать крупнейших туроператоров на миллиарды рублей. А те стали трактовать прописанные в законе «денежные средства от реализации туристкого продукта» в сфере выездного туризма (от них рассчитывается размер финансовой гарантии) не как реальную выручку, а лишь как свое агентское вознаграждение от иностранных партнеров.
Зато выдавать гарантии на крупные суммы – свыше 200 млн руб. – стала страховая компания «Восхождение», которая, как выяснилось этим летом, не состояла даже во Всероссийском союзе страховщиков.В 2013 году компания, собравшая 49,9 млн руб. премий и выплатившая 7,4 млн руб., выдала «Неве», первому разорившему этим летом туроператору, гарантию на 454 млн руб. Среди других ее клиентов были также сошедшие с дистанции «Солвекс-Турне», «Верса», «Лабиринт» и другие туроператоры. Всего, как следует из опубликованных на сайте «Восхождения» реестров, на 23 декабря страховщик получил заявления от 8,4 тыс. пострадавших туристов на общую сумму более 642 млн руб. В августе Центробанк отозвал у «Восхождения» лицензию и ввел в компании временную администрацию. Шансы, что туристы получат хоть какие-то компенсации, не велики.
Впрочем, те же «Солвекс-Турне», «Верса» и «Лабиринт» имели гарантии и от других страховщиков. К примеру, ВСК, выступающая гарантом трех структур «Лабиринта» на 120 млн руб. (гарантию на 40 млн руб. выдало еще и «Восхождение»), получила почти 24,4 тыс. заявлений на общую сумму почти 2,5 млрд руб. Всего, по оценке ВСК, пострадали около 50 тыс. клиентов «Лабиринта». Выплаты клиентам «Лабиринта» в ВСК не могли не оказаться символическими: компенсации каждому туристу составили 2,8–7,6% от требуемой ими суммы.
Новые поправки
Государство не могло не отреагировать на серийный крах туроператоров. Премьер Дмитрий Медведев поручил Минкультуры, которое с мая 2012 года курирует туротрасль, подготовить поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В декабре правительство внесло их в Госдуму.
Новый законопроект, в частности, определяет размер гарантии для операторов выездного туризма в 2015 году уже как 3%, а с 2016-го – как 5% от общей годовой выручки за предыдущий год.
Это норма неисполнима, констатирует Ассоциация туроператоров России. «Лидирующие страховые компании никогда не застрахуют туроператора на сумму большую, чем 100–150 млн руб., о чем они уже неоднократно публично заявляли. Зачем же писать в законе о мифических 3 и 5% почти от полного оборота компании? Ведь очевидно, что страховка у крупных компаний должна составлять от 500 млн до 3 млрд руб.», – недоумевает ассоциация.
Разорившиеся этим летом и осенью туроператоры главной причиной своего краха называли резкое – на 20–30% – падение спроса на организованные туры. Этот спад был обусловлен, в том числе, девальвацией рубля. В «черный понедельник» и «черный вторник», 15 и 16 декабря, продажи туров вообще остановились, рассказывали РБК представители сети «Горячие туры» и «Сети магазинов горящих путевок». Из-за очередной девальвации рубля спрос, по оценке Ассоциации туроператоров России, снизился примерно наполовину. В 2015 году, предполагает ассоциация, до 30% существующих сейчас туроператоров и турагентств могут прекратить свою деятельность.