Крупнейший ГМО-производитель может построить завод в России
Вместо импорта
«У компании есть планы по увеличению местного производства в России и по созданию там производства… несмотря на краткосрочные геополитические и макроэкономические проблемы», – сообщила в интервью Reuters президент направления пропашных культур Monsanto в Европе и на Ближнем Востоке Летиция Гонсалвес. Сейчас Monsanto работает в России через дистрибьюторов, у нее есть представительства в Краснодаре и Москве.
Представитель головного офиса Monsanto в Сент-Луисе подтвердил РБК, что компания рассматривает возможность строительства завода по калибровке семян кукурузы в России, однако «проект находится на очень ранней стадии, поэтому было бы преждевременно говорить о каких‑то деталях строительства», и «политическая и экономическая ситуация заставила снизить приоритеты планов по строительству заводов в России и на Украине».
В прошлом году Monsanto анонсировала строительство завода на Украине – тоже по производству семян кукурузы, в него она пообещала вложить $300 млн в течение нескольких лет. Минимальная стоимость проекта – $50 млн, оценивает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Основанная в 1901 году Monsanto – крупнейший производитель семян в мире: по оценкам ETC Group, она занимает около 30% этого рынка. С 1996 года производит ГМО-культуры, в том числе кукурузу, сою, рапс и хлопок. В 2000–2002 годах объединилась с компанией Pharmacia & Upjohn Inc и разделила химический и сельскохозяйственный бизнес: Monsanto стала специализированной агрокомпанией. Выручка в 2013 году – $14,86 млрд, EBIT – $3,46 млрд.
В Monsanto объяснили, что завод будет покупать кукурузу у фермеров, сушить ее, очищать, сортировать зерна по размеру, обрабатывать и упаковывать для продажи фермерам в следующем сезоне. Речи о синтезировании и создании новых видов, в том числе путем замены одного участка ДНК на другой, не идет.
Из-за роста курса рубля семена из‑за границы подорожают вдвое, поэтому российские производители могут отказываться от импортного материала, считает директор информационно-аналитического департамента Российского зернового союза Евгений Булавин, поэтому Monsanto может быть выгодно строить завод в России. Для того чтобы начать в России производство семян, Monsanto должна получить сертификаты на выращивание российских сортов и их селекцию, добавляет гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Пока без ГМО
Большая часть злаковых культур в России, включая пшеницу и ячмень, вырастает из собственных семян фермеров, которые остаются после сбора урожая, рассказывает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. А вот кукуруза «почти вся гибридная», добавляет он, то есть ее семена закупаются у специальных производителей: крупнейший российский игрок на этом рынке – кукурузокалибровочный завод «Кубань», а Monsanto, Pioneer и Syngenta импортируют свой товар.
Россия в основном импортирует гибридные семена кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и семенной картофель, рассказывает Сизов. Зависимость от импортных семян на трех рынках – кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла – более 50%, у овощей – порядка 90%, оценивает Рылько. По его мнению, за год в Россию привозят порядка 50–70 тыс. т семян кукурузы.
В нашей стране фактически не разрешено сажать ГМО-культуры, отмечают эксперты: подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым в 2013 году постановление № 839 о госрегистрации «генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы» почти не работает. Формально это постановление разрешает сеять семена ГМО-культур, однако на практике, прежде чем это сделать, нужно проверить и доказать биобезопасность конкретных трансгенных линий, а в России еще даже не начали разрабатывать регламенты, необходимые для этого, так что это дело даже не ближайших лет, отмечает Сизов.
В пресс-службе Monsanto подтвердили, что не планируют ни производить, ни продавать в России семена ГМО-культур «в обозримом будущем», поскольку стратегия компании направлена только на те рынки, в которых уже есть устойчивый спрос на эти культуры, политическая поддержка и соответствующая научно-регуляторная система контроля за этой продукцией, которая позволяет предсказать будущую доходность подобных инвестиций. «Это не описание России в настоящее время», – говорится в сообщении компании.
Российский рынок для производителя ГМО очень интересен, и если какой‑то компании удастся добиться законного выхода на этот рынок, чтобы завоевать его, она может установить демпинговые цены – ниже, чем у обычных семян, а в дальнейшем поднять цены в несколько раз, как это было в Индии, предупреждает исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский.