Власти выставят Schlumberger условия для покупки Eurasia Drilling
Сделку по продаже 45,65% акций Eurasia Drilling Company (EDC) компании Schlumberger правительство согласует только при выполнении покупателем десятка условий, выработанных вчера по итогам заседания правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, которую возглавляет премьер Дмитрий Медведев. Об этом вчера сообщил журналистам глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.
Решения о сделке комиссия вчера не приняла. По словам Артемьева, к этому вопросу решено вернутся по итогам дополнительного обсуждения условий сделки с Schlumberger. «В ближайшие десять дней мы должны встретиться с компанией, проговорить с ней все эти условия, с их юридическими и экономическими советниками. Если для компании эти условия покажутся приемлемыми, [...] комиссия вернется к этому вопросу», — сказал он.
Комиссия, по словам Артемьева, обсуждала «вполне стандартные условия по обеспечению национальных интересов России в подобного рода бизнесе». Они содержат всего десять пунктов, включая стандартные положения о защите государственной тайны. Одно из условий — гендиректором компании, которая будет создана в результате сделки, должен стать российский гражданин.
Угроза санкций
Также требует обсуждения вопрос о возможной приостановке работы компании из-за санкций, подчеркнул Артемьев. Чтобы застраховаться от этого риска, Schlumberger может быть выставлено требование о продаже доли в EDC российскому инвестору в случае введения санкций. «Если режим санкций будет введен и деятельность компании будет невозможна, в этом случае компания должна будет продать свой пакет российскому инвестору. Это одно из обсуждаемых условий. Мы все это будем обсуждать со Schlumberger», — сказал Артемьев. Правительство уделяет сделке особое внимание в связи с тем, что EDC оказывает услуги по бурению, нефтесервису в сфере добычи нефти и геологоразведки недр, а это очень чувствительные для российской экономики сферы, объяснил он.
Представитель Schlumberger сообщил РБК, что компания не получала материалов и дополнительной информации по итогам заседания правительственной комиссии. Представители самой компании на нем не присутствовали. «Это наша практика соблюдать законы той страны, где мы работаем и как мы работаем. Мы не строим догадок или домыслов относительно каких-либо возможных санкций, мы ждем поступления официального запроса ФАС, на который мы будем реагировать соответствующим образом», — сказал РБК вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Schlumberger Александр Борисов.
Представитель EDС не ответил на запрос РБК.
В чем угроза?
Западные санкции ограничивают доступ европейских и американских компаний к российским нефтяным проектам на шельфе Арктики, на глубоководье и в сланцевых породах. Рейтинговое агентство Standard & Poor's в октябре 2014 года, после введения секторальных санкций, писало, что санкции не оказали серьезного влияния на операции компании, поскольку большинство оборудования, которое использует Eurasia Drilling, — российского и китайского происхождения, компания не специализируется на арктическом или сланцевом бурении. Ни Eurasia Drilling, ни ее российские акционеры не входят в какие-либо санкционные списки.
Schlumberger как компания, базирующаяся в Хьюстоне, обязана следовать санкционным предписаниям Минфина и Минторга США в отношении России. Но ограничения OFAC (ведомство в составе американского казначейства, отвечающее за санкции) не распространяются на независимые иностранные «дочки» американских компаний. Это связано с общим принципом: иностранные дочерние компании американских корпораций не попадают под юрисдикцию санкций США, если только речь не идет о санкционных программах в отношении Кубы и Ирана. Именно поэтому в конце 2014 года российское ЗАО «Бейкер Хьюз» (дочернее предприятие американской Baker Hughes) и панамская Schlumberger Logelco Inc. участвовали в российских тендерах на оказание буровых услуг в Арктике. Для того чтобы иностранная «дочка» считалась независимой, она должна отвечать ряду критериев, среди которых — принятие решений независимо от материнской компании, национальный состав руководства, самостоятельное финансирование и т.д. Граждане США не должны иметь отношения к бизнесу, запрещенному для американской материнской компании.
Теоретически США могут ужесточить секторальные санкции так, что они затронут более широкий спектр буровых услуг или более широкую географию проектов, или вовсе внести Eurasia Drilling в санкционные списки. Возможно, на случай такого развития событий и хотят подстраховаться российские чиновники.
Сделка предполагает, что на первом этапе специально созданная компания EDC Acquisition Company должна выкупить около 30% EDC у миноритариев (по $22 за расписку, GDR) и провести делистинг с LSE. Покупку предполагается осуществить на кредит Schlumberger в $991 млн. После этого Schlumberger должна конвертировать этот кредит в приобретенные акции. На втором этапе Schlumberger обязуется докупить еще 14,98% у основных акционеров EDC, увеличив свою долю до 45,65%. Кроме того, согласно договоренностям, покупатель получает опцион на оставшиеся 54,35% EDC, который он может исполнить через три года — с 2018 года. Общая сумма предполагаемой сделки без учета стоимости исполнения опциона — $1,7 млрд.