Шувалов обсудит с бизнесменами закон «О торговле» на фоне критики сетей
Кодекс в законе
На совещание к Шувалову приглашены основатель «Магнита» Сергей Галицкий, президент группы «Дикси» Илья Якубсон, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов, исполнительный директор Союза независимых сетей России (СНСР) Сергей Кузнецов, предправления Руспродсоюза Максим Протасов, представители Минпромторга, Минсельхоза, Россельхознадзора и сотрудники компаний-поставщиков, рассказали РБК источник в правительстве и трое приглашенных.
Представитель секретариата Шувалова подтвердил, что утром 28 апреля у первого вице-премьера состоится встреча с руководителями компаний потребительского рынка, посвященная внесению поправок в закон «О торговле». Бизнесмены должны были к этой встрече подготовить свои предложения относительно того, какие части Кодекса добросовестных практик должны стать основой поправок, добавил он. Как утверждает участник прошлого совещания у Шувалова, прошедшего в начале 2015-го, зампред постепенно подводил сети к более жесткому саморегулированию.
Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров — документ, подписанный в декабре 2012 года семью отраслевыми ассоциациями (АКОРТ, «РусБренд», Союзмолоко, Руспродсоюз, Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции), комитетом по потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты и Союзом потребителей. В 2013-м подписи поставили Союзлегпром и СНСР. Кодекс регламентирует порядок разрешения спорных ситуаций, возникающих между сетевыми магазинами и их поставщиками. Например, не позволяет ретейлерам согласовывать изменение стоимости, предложенное поставщиком, дольше 45 календарных дней. Также торговая сеть не вправе требовать от поставщика предоставления информации о его ценах для ее конкурентов или участия в маркетинговых акциях.
Источник в правительстве утверждает, что именно Шувалов был одним из инициаторов создания кодекса: предполагалось, что документ будет регулировать и торговые наценки, но пока этих статей в нем нет. По его словам, при обсуждении цен Шувалов обращал внимание на выпавшее из дискуссии звено — сортировочно-закупочные центры, где со стоимостью «происходили метаморфозы». «Молоко из-под коровы не попадает прямиком в сети, — напоминает директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — существует звено оптовой торговли, транспортное и так далее, а кроме того, российская розница очень зависима от импорта».
Поправки в закон «О торговле», которые 21 января были внесены в Госдуму группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, содержат гораздо более жесткие ограничения для сетей по сравнению с теми, что сейчас предусмотрены кодексом. Например, предлагается ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате и сократить размер ретробонуса с 10 до 3%.
Директор по развитию «Русродсоюз» Дмитрий Востриков подчеркнул, что напоминает, что «добросовестные ретейлеры осознают необходимость идти навстречу поставщикам, соблюдают нормы кодекса, но на рынке остаются участники, не готовые вступать в диалог на межотраслевых площадках, и нет иных способов, кроме внесения практик, согласованных добросовестными игроками, в действующее законодательство».
Поправки Яровой застряли в комитете Госдумы по экономической политике, сообщил источник в Госдуме, причина ему неизвестна. Сейчас инициатива обсуждается на площадке правительства, очередное обсуждение состоится завтра, подтвердил собеседник РБК.
Комитет Госдумы по экономической политике планирует рассмотреть эти поправки 14 мая, говорит председатель комитета Анатолий Аксаков. По его словам, проект находится среди других документов, поступивших в комитет до прошлой недели — до вступления Аксакова в должность главы комитета. Причин задержки рассмотрения проекта Аксаков не знает, комитет настроен рекомендовать Думе принять документ в первом чтении.
Как сообщал РБК 11 марта, совещание об изменении закона «О торговле» провел и премьер-министр Дмитрий Медведев: Межотраслевому совету и профильным комитетам Госдумы было поручено подготовить согласованный всеми сторонами проект поправок до 30 мая. «Но это не окончательная дата, а некоторый ориентир для участников обсуждений», — уточнял РБК глава Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
Как поставщики обижались на ретейлеров
В марте 2010 года, сразу после принятия закона «О торговле», ФАС начала проверку сети Metro Cash&Carry «по многочисленным жалобам поставщиков на навязывание невыгодных условий договоров в период с 2008 по 2010 годы». Среди инициаторов проверки называли компанию «Русское море». В ноябре 2011-го центральный аппарат антимонопольной службы признал ООО «Метро Кэш энд Кэрри», российское подразделение немецкой Metro C&C, виновным в дискриминации поставщиков рыбы. Ретейлер предлагал своим контрагентам высчитывать стоимость оказываемых им маркетинговых услуг в зависимости от товарооборота поставляемой продукции, доказали в ФАС. Штрафы по 64 доказанным эпизодам составляли от 126 млн до 2 млн руб. В марте 2013-го компании удалось оспорить штрафы в арбитражном суде, но в декабре 2014-го позицию ФАС поддержал Верховный суд.
В декабре 2013 года петербургское управление ФАС после проверок по жалобе торгового дома «Алтайская крупа» пришло к выводу, что «Лента» создала для этого поставщика дискриминационные условия. Ретейлер не предоставил полную информацию о критериях отбора контрагентов для заключения договора поставки. ФАС оштрафовала «Ленту» на 2 млн руб. и потребовала от нее пересмотра условий для «Алтайской крупы». 18 февраля 2015-го апелляционный суд подтвердил правомерность этого решения.
В январе 2015 года ФАС возбудила дело в отношении сети «Перекресток», входящей в X5 Retail Group. По данным антимонопольного ведомства, компания создавала дискриминационные условия поставщикам мяса и птицы, установив для них разную цену за одинаковый объем услуг по продвижению их товаров.
В феврале 2015 года Союз производителей алкогольной продукции (СПАП; объединяет в том числе крупнейших производителей водки) обратился с жалобой в ФАС на действия группы «Дикси», навязывавшей, по их словам, ненужные водочникам услуги. «Получая 30% ретробонуса от поставщика и 15% наценки от покупателя, сеть фактически увеличивает свою наценку от входной цены до 70–75%. При этом ретейлер берет себе 100 руб. с бутылки, а поставщик зарабатывает 10–15 руб.», — объяснял совладелец поддержавшей жалобу «Синергии» Александр Мечетин в интервью РБК. «Дикси» не продлила договор о поставках с «Синергией» и компанией Roust Рустама Тарико.
Привычные проверки
Незадолго до совещания — в воскресенье, 26 апреля, в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1» вышел сюжет, рассказывающий о завышенных ценах на продукты в российских торговых сетях. «Средняя окупаемость супермаркета в Европе — 10 лет, средняя наценка на продукты — 12%. Можно представить среднюю наценку в России, если новые сетевые магазины у нас окупаются за 1,5–2 года», — заявляет корреспондент в начале своего сюжета. Дальше утверждается, что в крупнейших сетях, включая «Магнит» и «Дикси», розничные цены превышают себестоимость производства в несколько раз. При этом Карпов из АКОРТа говорит, что прибыльность ретейла — «абсолютно прозрачна и публична» и находится в пределах 2–2,5% в год.
Источник РБК в компании ВГТРК сообщил, что ведущий программы Дмитрий Киселев самостоятельно формирует наполнение «Вестей недели». «Не стоит искать здесь каких-то закономерностей, вопрос о ценах в ретейле возникает периодически», — говорит собеседник РБК о сюжете. Корреспондента, специализирующегося на потребительском рынке, у канала нет.
«Существует явное противоборство между рядом крупных производителей и сетей из-за того, что не все могут попасть на полки магазинов. Подобный пиар — это одно из средств давления на сети. Это происходит не в первый раз, — отмечает председатель координационного совета СНСР И совладелец сети «Семья» Олег Пономарев. — Региональная розница живет с маржой (разница между конечной ценой и закупочной. — РБК) — около 20%, а большие сети — публичные компании, их рентабельность ни для кого не секрет. В сюжете информация не соответствует действительности. Мне кажется, там есть возможность судиться. Конечно, в ценах особняком стоит московский рынок, наценки несколько выше, чем в регионах, но и стоимость ведения бизнеса выше. Розницу в этом году проверяют на предмет ценообразования каждую неделю: и Федеральная антимонопольная служба, и прокуратура, и Общероссийский народный фронт, и подразделения Единой России».
Региональные прокуратуры действительно проверяли сетевые магазины на предмет спекуляций с 20 по 23 января по распоряжению генпрокурора России Юрия Чайки в связи со значительным ростом цен на продукты питания. Прокуратура, например Тамбовской области, уточнила, что в «Магните» наценка на социально значимые продукты составляет от 6 до 23%, в «Пятерочке» — от 4,7 до 25,5%. В феврали крупные сети, включая «Дикси», X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Ленту», заявили о добровольной заморозке цен на «социально значимые продукты».
«Федеральные сети не занимают и половины розничного рынка России, при этом продовольственная инфляция на основные продукты из мясной и молочной группы у нее все это время была ниже, чем у традиционной торговли. Мне кажется, что основная проблема высоких цен в регионах — в отсутствии достаточной конкуренции. Можно ставить любую наценку, когда на 20-30 тыс. человек приходится один магазин», — говорит Остапкович из ВШЭ.
По словам Карпова, отдельные факты, изложенные в программе, противоречат ценностям АКОРТ, она может нанести урон деловой репутации ассоциации и ее членам — возможность претензий анализируют юристы.
Представители «Магнита», «Дикси» и X5 отказались от комментариев.
Как шла борьба за поправки к закону «О торговле»
Февраль 2010 года
Вступил в силу закон «О торговле». На его подготовку ушло более трех лет. Законопроект с 2006 года переписывался несколько раз и дошел до первого чтения лишь осенью 2009-го.
Ноябрь 2011 года
Началась работа над подготовкой Кодекса добросовестных практик ретейла. Кодекс был призван «снять самые острые противоречия, возникающие между ретейлерами и поставщиками в рамках соблюдения закона «О торговле».
Ноябрь 2013 года
На заседании комиссии по применению Кодекса добросовестных практик поставщики и ретейлеры договорились, что магазины не будут использовать фальшь-маркетинг для получения дополнительных бонусов.
Январь 2014 года
Сети и поставщики договорились не выносить свои конфликты на уровень органов власти, пока они не будут рассмотрены в рамках комиссии по применению Кодекса добросовестных практик. Соответствующий пункт был внесен в кодекс.
Июнь 2014 года
Межотраслевой экспертный совет по потребительскому рынку (МЭС) написал письмо генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из «Ленты», Тони Майеру из «О’кей» и Жан-Пьеру Жермену из «Ашан Россия», в котором сообщил о жалобах от производителей на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов.
Август 2014 года
Розничные сети получили от Минпромторга указание сообщать в министерство о желании поставщиков поднять закупочные цены.
21 января 2015 года
В Госдуму внесены поправки в закон «О торговле» группы депутатов во главе с Ириной Яровой. Проект предполагает ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате, снизить размер ретробонуса с 10 до 3%. Поправки готовились около года.
22 января 2015 года
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) распространила заявление, в котором указывается, что принятие поправок Яровой может привести к дефициту товаров и новому росту цен.
27 января 2015 года
На заседании МЭС было вынесено на согласование негативное заключение на проект поправок от Ирины Яровой, но члены МЭС отказались подписывать документ.
28 января 2015 года
На заседании Центра общественных процедур в сфере торговой деятельности, созданного по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова при «Деловой России», были приняты собственные антикризисные предложения — список мер, которые позволят «сократить необоснованные издержки в торговой сфере и должны привести к снижению цен на отечественные товары».
18 февраля 2015 года
Ассоциация крупнейших водочников СПАП попросила ФАС проверить, насколько законны бонусы, которые требует с поставщиков группа «Дикси» Игоря Кесаева.
3 марта 2015 года
Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил внести изменения в законодательство, которые бы сделали обязательными и для ретейлеров, и для поставщиков достигнутые в Кодексе добросовестных практик договоренности.
10 марта 2015 года
Поправки в закон «О торговле» стали основной темой совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Представители сетей признали, что практика фальшь-маркетинга существует на российском рынке, но пообещали искоренить ее до начала осени за счет саморегулирования торговли. Медведев заявил, что изменения в закон необходимы, и дал поручение всем заинтересованным сторонам согласовать поправки до 30 мая.
6 апреля 2015 года
Стало известно, что ФАС не поддержала «поправки Яровой». «Законопроект нуждается в доработке и не может быть поддержан правительством», — говорится в отзыве ФАС на законопроект.
15 апреля 2015 года
На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение внести на рассмотрение Думы поправки в «компромиссной редакции», подготовленной ФАС. Поправки ФАС предлагают решать споры поставщиков с ретейлерами в рамках саморегулирования, при этом усилить роль ФАС как независимого арбитра в спорах.
26 апреля 2015 года
В программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1» вышел большой сюжет, рассказывающий о завышенных ценах на продукты в российских торговых сетях. Появление сюжета было расценено на рынке, как недружественное по отношению к позиции ретейлеров в рамках подготовки поправок в закон «О торговле».