Почти две трети крупных компаний будут экономить на офисах после пандемии
Почти две трети (65%) крупных международных компаний решили сократить свои расходы за счет реструктуризации офисных пространств, следует из исследования, проведенного консалтинговой компанией Knight Frank (есть у РБК). При этом 34% опрошенных сократят расходы по этой статье более чем на 10%
В опросе участвовали почти 400 международных компаний с общей численностью сотрудников более 10 млн человек.
Увеличить свои затраты на офисную недвижимость планируют только 2% компаний, остальные оставляют свои расходы неизменными.
Основное влияние на такое поведение компаний оказал кризис, вызванный пандемией коронавируса. 54% компаний подтвердили, что они планируют сократить расходы в связи с событиями 2020 года. Почти половина респондентов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости в среднесрочной перспективе, а 27% говорят о ее влиянии на долгосрочную стратегию. Только четверть опрошенных не связывает изменения в своих планах с пандемией.
В ближайшие три года 77% компаний планируют сократить или оставить прежним размер офисных площадей в расчете на число сотрудников. 55% намерены выделить большую площадь для командной работы.
Стратегия в отношении офисного пространства компании зависит и от того, где расположен сам офис. Например, в центральных деловых районах крупнейших городов мира 20% компаний планируют уменьшить долю занимаемых площадей, 68% оставят ее прежней и только 12% увеличат. В пригородных локациях 14% арендаторов сократят объем площадей и 21% — расширит портфель.
В Knight Frank связывают изменение стратегии компаний по отношению к офисным пространствам с последствиями пандемии и долгой удаленкой, которая изменила отношение к рабочим местам. «Предыдущий год позволил переосмыслить идею офиса: если ранее он воспринимался просто как рабочее место, то сейчас компании рассматривают его скорее в качестве места для генерирования идей, встреч коллег, брейн-штормов и обсуждения задач. Такое переосмысление формата повлияет в дальнейшем на размер потенциального офиса. Уже сейчас некоторые компании приняли решение о сокращении площадей за счет повышения качества пространства и рассматривают здания с оптимальным соотношением этих показателей», — говорит Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank.
Согласно опросу SuperJob, россияне предпочитают кабинетную систему работы в офисах ставшему популярным формату open space. 45% офисных работников заявили, что более эффективно выполняют свои обязанности в кабинетах или подобных закрытых пространствах. Только 13% сказали, что им удобнее работать в помещениях открытого типа. Еще 26% признались, что не видят разницы и не считают, что тип рабочего пространства влияет на производительность труда и настроение.