На новогодние корпоративы стали чаще заказывать российское игристое
Какой алкоголь выбирают компании на праздникиКорпоративные клиенты стали чаще заказывать российское игристое вино вместо подорожавшего импортного шампанского. Об этом рассказали опрошенные РБК поставщики алкоголя, а также подтвердили российские производители вина.
Спрос на российские игристые вина в этом году вырос в натуральном выражении примерно на 15%, говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. При этом, по его словам, ожидается еще больший рост, так как пик закупок традиционно приходится на период до и после Нового года.
Группа Ladoga, которая занимается производством собственного алкоголя, а также дистрибуцией импортного и российского спиртного, фиксирует еще больший рост спроса на игристое от местных производителей в рамках новогодних корпоративных закупок. По сравнению с прошлым годом он составляет 80–100%, говорит президент компании Вениамин Грабар.
Рост интереса клиентов, в том числе корпоративных, к премиальным тихим и игристым винам российского производства фиксирует и директор по стратегическому развитию направления b2c Simple Group Елена Царева. По ее словам, это связано с улучшением качества и успешным конкурированием отечественных вин с зарубежными аналогами.
Интерес к российским винам растет на протяжении последних лет, говорит Липилин. Причем если раньше это касалось в основном государственных заказчиков, которые поддерживали отечественных производителей, то теперь локальная продукция все больше интересуют и частные компании, отмечает эксперт. Это связано как с ценовой доступностью, так и с растущей популярностью этих вин, поясняет он.
Как изменились цены на алкоголь
Изменения в регулировании алкогольной отрасли в 2024 году привели к пересмотру цен поставщиками, указывает исполнительный директор Fort. Так, с мая этого года втрое выросли акцизы на вино. Ставка налога на тихие вина увеличилась с 34 до 108 руб. за 1 л, на игристые — с 45 до 141 руб. А в августе выросли пошлины на алкоголь из недружественных стран. Например, ставка на крепкие напитки увеличилась до 20% от таможенной стоимости (должна быть не менее €3 за 1 л спирта). Ранее она составляла €1,4–1,5 за 1 л спирта. Ставка пошлины на вино из недружественных стран выросла до 25% от таможенной стоимости, но не менее $2 за 1 л продукции. До повышения она составляла 20%.
В результате, по словам Липилина, в среднем стоимость всего алкоголя из недружественных стран выросла примерно в два раза. При этом цены конкретно на шампанское увеличились не так кардинально — в среднем на 40%, отмечает он.
Цены на продукцию из дружественных стран также выросли — примерно на 20–25%, продолжает Липилин. Это связано с ростом курса и трудностями с оплатой, которые увеличивают затраты и приводят к изменению цен, поясняет он. Российская продукция тоже подорожала вслед за импортом, но остается доступнее по сравнению с зарубежной, резюмирует исполнительный директор Fort. Рост цен на 10–30% в зависимости от страны происхождения и типа продукции подтверждает и Грабар.
Какой алкоголь заказывают на новогодние корпоративы
Корпоративные заказы на Новый год начинаются еще летом, основная часть формируется в октябре, а пик спроса приходится на ноябрь, говорит Липилин. Перечень закупаемой продукции при этом всегда консервативен: игристые вина, виски, коньяк, тихие вина, водка — в порядке убывания, говорит Грабар. Меняются только ценовая политика и география стран-поставщиков.
В этом году корпоративный покупатель остался в тех же бюджетах, что и в предыдущие: соответственно, преимущество отдается более экономичным позициям, позволяющим сохранить прежние ценовые рамки в условиях растущих цен, продолжает президент Ladoga. Из-за санкций наблюдается «незначительный дефицит» некоторых люксовых позиций — первых Гран Крю Бордо (коммерческая категория вин наивысшего качества и спроса, в нее входит продукция шато Лафит, Марго, Латур и О'Брион), топовых вин Бургундии, а также элитного виски старше 30 лет.
Хватит ли российского игристого
Гендиректор торгового дома «Абрау» (входит в ГК «Абрау-Дюрсо») Николай Королев подтверждает высокий рост спроса на продукцию компании в рамках новогодних корпоративных заказов в этом году. Речь, по его словам, в первую очередь о суперпремиальных позициях, таких как авторское игристое вино Cuvee Alexander II. Корпоративных клиентов, которые делали заказы ранее и вернулись, становится больше, в этом году они делают уже более объемные заказы, уточняет топ-менеджер.
Продукции во всех категориях, несмотря на высокий спрос, достаточно, заверяет гендиректор торгового дома «Абрау». В компании проанализировали итоги прошлого года и заблаговременно сделали запас к высокому сезону ограниченных по производственным тиражам премиальных классических игристых вин — линейки Brut d’Or и «Империал».
В целом тенденцию к росту спроса на свою продукцию в «Абрау-Дюрсо» заметили около восьми лет назад, продолжает Королев. Этот тренд закономерно нарастает в последние годы, резюмирует он.
«Значительный рост» спроса на российские вина среди корпоративных клиентов в нынешнем предновогоднем сезоне подтверждает и гендиректор «Фанагории» Петр Романишин. За сентябрь и октябрь 2024-го продажи всех продуктов компании корпоративным клиентам уже выросли практически в два раза по сравнению с сентябрем—ноябрем прошлого года.
Основной рост произошел в категории игристых вин, которые заняли около 90% в корпоративных предновогодних продажах, говорит Романишин. При этом он отмечает, что в текущем году акцент сместился на игристые вина, выдержанные классическим методом, то есть на более дорогой сегмент. Так, активно покупают премиальную коллекцию игристых «Фанагории» Primum Alveus. По всей видимости, после ухода с рынка части импортных вин корпоративные клиенты переключились на премиальные классические российские игристые, заключает собеседник РБК.
Как в России растет производство игристого
Производство игристых вин в России летом 2024 года оказалось максимальным за восемь лет. Так, по данным Росалкогольтабакконтроля, за июнь—август местные производители выпустили 4,1 млн дал этой продукции. Летом 2017 года этот показатель был почти в два раза меньше, 2,4 млн дал. Рекордными оказались и продажи игристых вин в стране. За прошедшее лето в сетях было продано 5,2 млн дал этой продукции (и импортной, и российской). По сравнению с аналогичным периодом 2023-го показатель увеличился на 10,6%. За июнь—август 2017 года россияне приобрели чуть более 3 млн дал игристого.