Закон «О судостроении» запланировали принять к концу 2025 года
В России приступили к разработке отдельного отраслевого закона «О судостроении». РБК ознакомился с документами, подготовленными к экспертному совету по развитию судостроительной промышленности и морской техники при комитете Госдумы по промышленности и торговле и комитете по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.
Разработку нового законодательства для отрасли анонсировал Николай Патрушев, глава Морской коллегии. «В судостроении необходимо создать целостную систему нормативного правового регулирования для решения задач, стоящих перед отраслью. Для повышения эффективности развития отрасли нужен федеральный закон «О судостроении», — пояснил он в интервью «Коммерсанту».
Как пояснили РБК в пресс-службе коллегии, сейчас образована временная межведомственная рабочая группа по разработке проекта закона, «который должен обеспечить госрегулирование судостроительной промышленности». Руководителем группы назначен начальник Управления президента по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. Первое заседание пройдет 28 ноября. В группу войдут представители Минпромторга, Минобрнауки, Минпросвещения, Росморречфлота, Росрыболовства, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС, подчинен Минпромторгу), «Росатома» и др.
Какой закон сейчас регулирует судостроение
Сегодня работа судостроительной промышленности регулируется федеральным законом № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». В этом документе прописана глава 4.1 «Особенности промышленной политики в сфере проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов». В ней прописан порядок определения ориентировочной цены судна и трудоемкости на всех этапах его жизни — от проектирования до утилизации.
Кто будет разрабатывать документ
Субъект законодательной инициативы пока не определен, сообщили собеседники РБК, знакомые с паспортом проекта. «Им может стать федеральное правительство, но может и депутатский корпус, что существенно ускорит его разработку. Во втором случае документ реально будет принять к концу следующего года», — пояснил один из источников РБК.
Ответственным федеральным органом исполнительной власти предлагается сделать Минпромторг, участниками разработки должны стать ОСК, судостроительная корпорация «АК Барс» (владеет Зеленодольским заводом имени Горького в Татарстане), ЦТСС и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. «Организация разработки закона строится на принципах научного консорциума — объединения самостоятельных юридических лиц без создания нового юридического лица — под научным руководством ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (подведомственно Минпромторгу. — РБК)», — говорится в паспорте проекта. Его куратором предлагается сделать Владимира Поспелова, первого заместителя гендиректора Крыловского ГНЦ, члена Морской коллегии (ранее состоял в совете директоров завода «Севмаш», был членом военно-промышленной комиссии, говорится в одном из годовых отчетов «Севмаша»).
Объем финансирования под создание законопроекта тоже пока не определен. Предполагается, что средства будут направлены как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Внебюджетное финансирование предлагается возложить на ОСК и «АК Барс». Собеседники РБК говорят, что и общий объем финансирования, а также пропорции участия судостроительных холдингов не определены. «Для создания документа потребуются аналитические данные о том, что происходит в отрасли — как в России, так и в мире», — уточнил собеседник РБК.
В пресс-службе Минпромторга сообщили, что ведомство готово принять участие в подготовке закона. «В перспективе принятие такого закона позволит закрепить основной терминологический аппарат отрасли судостроения, урегулировать отношения между заказчиками и исполнителями с учетом специфики отрасли, регламентировать проведение комплексной государственной судостроительной экспертизы проектов кораблей, судов и гражданской морской техники, а также конкретизировать особенности ценообразования и отраслевые нормативы», — отметили там.
Сколько времени потребуется на разработку закона
В «дорожной карте» по подготовке законопроекта говорится, что техническое задание на разработку законопроекта для профильных и сторонних организаций должно быть готово к концу 2024 года. Основные мероприятия, среди которых разработка концепции документа, его согласование федеральными органами власти и внесение в Госдуму, должны завершиться до конца 2025-го. В частности, первые четыре месяца следующего года займут научный анализ отраслевого нормативного регулирования и работа над концепцией. Окончательная редакция должна быть сформирована к июлю 2025 года. Осенью проект должен быть рассмотрен на заседании Морской коллегии, в Главном управлении президента и внесен в правительство. В Госдуме он будет рассматриваться в ноябре—декабре следующего года.
Что планируется регулировать
Новый закон предлагается разделить на 12 блоков, в том числе:
- правила кораблестроения и гражданского судостроения с использованием средств бюджетной системы;
- инфраструктура судостроения: судостроительные заводы и верфи. Классификация предприятий судостроения. Федеральный реестр организаций судостроения;
- ценообразование в судостроении и нормативы трудоемкости. Инвестиции и рентабельность. Государственная информационная система ценообразования в судостроении;
- судостроительный контракт и промышленная кооперация. Дополнительные полномочия и ответственность головного исполнителя. Взаимная ответственность (солидарная, субсидиарная). Классификатор продукции судостроительной промышленности;
- судоремонт, утилизация;
- государственные информационные системы обеспечения судостроения.
К разработке отдельных глав предлагается привлечь «Росатом», «Курчатовский институт» и Российский морской регистр судоходства.
В ОСК отказались от комментариев. РБК направил запросы в «Росатом», ЦТСС, «АК Барс» и Крыловский государственный научный центр.
Нужно ли новое законодательство
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ, объединяет рыбопромышленные компании, в том числе разместившие заказы на строительство судов на российских верфях), считает, что базовый закон «О промышленной политике» не в полной мере регулирует «весь пласт юридических и экономических отношений в сфере судостроения».
«Капиталоемкий технологический уклад, в котором заняты работники всех категорий профессиональной сложности, — это маленькая экономическая вселенная. Кораблестроение работает по законам гособоронзаказа, но гражданское судостроение работает в рамках бизнес-модели. Влияние этого фактора на экономику верфей и социальную ситуацию в регионах сегодня не до конца отражено в законодательстве. Поэтому такой закон нужен», — уверен глава ассоциации.
Собеседники РБК на разных судостроительных предприятиях по-разному относятся к инициативе. «Для начала надо определить, какие пробелы в действующем законодательстве будет регулировать новый закон. Не вступит ли он в противоречие с федеральным законом «О промышленной политике». В нашей законодательной системе нет отдельных законов «О станкостроении» или «Об автопроме», по логике инициаторов законопроекта надо разрабатывать отдельные документы для каждой отрасли промышленности», — пояснил источник РБК на одном из судостроительных предприятий. Источник на другом, напротив, уверен в необходимости нового закона, так как закон «О промышленной политике», по его мнению, не работает.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что сейчас отрасль критически зависима от государственных средств, поэтому логика в создании законопроекта есть. Длительный процесс разработки позволит синхронизировать законопроект с действующей нормативной базой, в том числе с законом «О промышленной политике». «Огромные вопросы связаны с ценообразованием и требованиями к локализации: логика подхода к признанию продукции отечественной критически влияет на экономические процессы на предприятиях и в отрасли», — отметил эксперт.
Читайте в Telegram.