«Норникелю» впервые с 2008 года рекомендовали не платить дивиденды
Как менеджмент обосновал это решениеСовет директоров «Норильского никеля», крупнейший акционер которого «Интеррос» Владимира Потанина (владеет 37%), на заседании в пятницу, 28 апреля, рекомендовал собранию акционеров не платить дивиденды по итогам 2022 года. Решение принято «большинством» членов совета. Об этом говорится в сообщении компании. До сих пор «Норникель» не платил дивиденды только один раз — за 2008 год, когда разразился мировой финансовый кризис.
«Впервые за много лет менеджмент «Норникеля» предложил совету директоров не выплачивать дивиденды. Это сложное решение, которое вызвано экстраординарными обстоятельствами, — заявил старший вице-президент — финансовый директор «Норникеля» Сергей Малышев. — Внешняя среда не только привела к ухудшению финансового состояния компании, но и поставила «Норникель» в условия высокой степени неопределенности».
Собрание акционеров компании должно состояться 6 июня.
Почему совет директоров рекомендовал не платить дивиденды
Выручка «Норникеля» по МСФО сократилась на 5%, до $16,9 млрд, EBITDA — на 17%, до $8,7 млрд, сообщала компания. Ее свободный денежный поток сократился в десять раз, до $437 млн (самый низкий за последние пять лет), чистый долг вырос вдвое, или на $4,9 млрд, до $9,8 млрд (наибольший прирост за последние десять лет), перечисляет Малышев. Соотношение чистого долга к EBITDA также удвоилось до 1,1, основная причина увеличения долговой нагрузки в прошлом году — выплата дивидендов, добавляет пресс-служба. «Такое ухудшение финансовых результатов и снижение уровня финансовой устойчивости не является исключительным, оно характерно для значительной доли российской экономики и большинства компаний горно-металлургической отрасли», — указывает топ-менеджер.
Малышев предупреждает, что ситуация может еще ухудшиться: «Помимо уже реализованных негативных сценариев — снижение выручки, рост себестоимости, разрушение традиционных логистических цепочек, проблемы со сбытом и необходимость корректировки инвестпроектов — компания не исключает усиления внешнего давления. Среди возможных новых рисков — санкционное давление, в том числе на продукцию компании или любые металлы из России, а также снижение цен на нашу корзину металлов в связи с замедлением мировой экономики». Среди дополнительных негативных факторов он называет ожидаемое увеличение налоговой нагрузки и рост стоимости обслуживания долгового портфеля в этом году.
«Мы не видим экономических причин для такого решения», — заявил РБК представитель второго по размеру акционера «Норникеля» — UC Rusal (26,39%), чьи представители (вице-президент Елена Безденежных и директор направления «Русский алюминий Менеджмент» Александра Захарова) голосовали против невыплаты дивидендов. С решением не согласились и два независимых члена совета директоров компании Сергей Волк и Евгений Шварц (обоих номинировала в совет UC Rusal), рассказали РБК два источника, близких к совету. «Уровень долга нельзя назвать критическим. Свободный денежный поток, слабостью которого оперируют наши коллеги, очень своеобразный показатель, здесь я выражаюсь политкорректно. Есть способы в моменте показать его отсутствие», — передал РБК Волк через представителя. «Расходы на инвестпрограмму надо воспринимать трезво — только недавно менеджмент говорил «о сдвиге вправо» по срокам. И расходы необходимо тщательно анализировать. Есть ощущение, что решение о невыплате продиктовано не экономическими причинами, а другими. В любом случае самыми пострадавшими будут миноритарии», — добавил он.
Более того, представитель UC Rusal предложил направить на дивиденды 30% EBITDA ($2,6 млрд, или 1400 руб. на акцию), утверждает один из собеседников РБК (представитель алюминиевой компании говорит, что она предлагала выплатить дивиденды, не называя сумму). Выплаты акционерам в размере 30% EBITDA предусмотрены дивидендной политикой, принятой в «Норникеле» в 2016 году. На это указывала Безденежных в разговоре с РБК в январе 2023 года: «Совет директоров решил, что размер дивидендов будет определен после закрытия финансовой отчетности за непростой 2022 год, ориентируясь на действующую дивидендную политику компании». Однако, согласно «Положению о дивидендной политике», при определении размера дивидендов принимается во внимание «циклический характер рынков металлов, производимых обществом, а также необходимость сохранения высокого уровня кредитоспособности общества», указывает пресс-служба «Норникеля». В текущих условиях высокой неопределенности менеджмент полагает, что поддержание финансовой устойчивости компании и высокого уровня кредитоспособности является несомненным приоритетом в целях соблюдения обязательств перед всеми заинтересованными сторонами, включая государство, сотрудников компании, местные сообщества и акционеров, добавили там.
К тому же менеджмент «Норникеля» не исключает возможности выплаты промежуточных дивидендов в 2023 году при условии того, что будет заработан денежный поток и компания сохранит комфортный уровень долговой нагрузки, отметил Малышев.
Из-за чего рынок ожидал дивидендов «Норникеля»
Ранее источники РБК, близкие к совету директоров компании, рассказывали, что менеджмент «Норникеля» во главе с Потаниным еще в конце 2022 года предложил направить на выплаты акционерам $1,5 млрд, что вчетверо меньше выплат за 2021 год ($6,3 млрд). По словам источников, менеджмент обосновал необходимость существенного сокращения выплат акционерам большой инвестпрограммой в 2023 году — объем капитальных вложений составит около $4,7 млрд, что на 10% больше, чем в прошлом году. В итоге в бюджет на этот год, который единогласно утвердил совет директоров компании 15 декабря, были заложены дивиденды на $1,5 млрд в рублевом эквиваленте (122,3 млрд руб. по курсу ЦБ на 28 апреля), продолжали собеседники РБК. «На совете директоров «Норникеля» был принят проект бюджета, подготовленный компанией. То, что бюджет был принят единогласно, как минимум говорит о том, что в общих чертах есть согласие по большинству вопросов. Но есть и пространство для дискуссий», — говорила тогда РБК Безденежных.
«Предложения менеджмента о выплате $1,5 млрд в виде дивидендов не было. Эта сумма — потенциальные выплаты в 2023 году, но это не значит, что финальные дивиденды за 2022 год должны были равняться этой сумме», — сказал РБК источник, близкий к «Норникелю». В 2023 году, возможно, компания выплатит промежуточные дивиденды, но окончательное решение будет зависеть от развития ситуации, добавил он. Представители холдинга «Интеррос» и самого «Норникеля» не комментировали информацию о размере дивидендов, предусмотренных бюджетом компании.
До конца 2022 года вопрос дивидендов «Норникеля» регулировался акционерным соглашением, которое представители «Интерроса», UC Rusal, основанной Олегом Дерипаской, и третьего совладельца компании — Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова (владела около 4%) — заключили в декабре 2012 года на десять лет. Оно предполагало, что на дивиденды должно приходиться не менее 60% показателя EBITDA при соотношении чистого долга к EBITDA ниже 1,8х. Если этот коэффициент выше, минимальный уровень дивидендов составлял 30% от EBITDA, но не менее $1 млрд. Дивиденды «Норникеля» за 2021 год как раз составили 60% EBITDA.
В соответствии с этим соглашением акционеры могли бы рассчитывать на выплаты $5,22 млрд по итогам 2022 года (при EBITDA $8,7 млрд). Но владелец «Интерроса» и глава «Норникеля» Потанин еще в июле 2022-го заявил в интервью РБК, что после окончания действия акционерного соглашения в декабре 2022 года «дивидендов в том объеме, к которому инвесторы привыкли за последнее время, их, конечно же, не будет ни в 2022-м, ни, предположительно, в 2023 году». «Как я уже обозначил систему приоритетов, это все-таки прежде всего поддержание непрерывности производства, обеспечение обязательств перед работниками, государством и партнерами. И акционеры здесь оказались, к сожалению для акционеров, в том числе и для меня, в этой очереди не первыми», — сказал он.
Инвестпрограмма, увеличением которой Потанин объяснял необходимость снижения дивидендов, предусматривает финансирование таких ключевых проектов, как «Серная программа 2.0», горные проекты, проекты поддержания инфраструктуры топливно-энергетического комплекса Норильского промышленного района и замены оборудования и капитализируемых ремонтов, а также социальные проекты. «Компания в полном объеме финансирует свою часть комплексного плана развития Норильска. Уже в этом году «Норникель» планирует завершить первый этап ключевого экологического проекта — «Серной программы» на Надеждинском металлургическом заводе, что позволит практически вдвое сократить выбросы диоксида серы в Норильске», — сказал 28 апреля Малышев.
Базовый сценарий аналитиков «СберИнвестиции» предполагал выплату акционерами «Норникеля» $1,5 млрд. «Это будут умеренные дивиденды, которые несильно увеличат долговую нагрузку компании», — указывали они. Согласно пессимистичному сценарию, компания могла как раз полностью отказаться от дивидендов из-за небольшого свободного денежного потока ($0,4 млрд) и амбициозной инвестпрограммы. А оптимистичный и при этом наименее вероятный сценарий — направление на дивиденды 30% EBITDA ($2,61 млрд), как предписывает дивидендная политика.
«Выплата в меньшем размере [чем $1,5 млрд] может разочаровать инвесторов и оказать краткосрочное давление на бумагу», — отмечали аналитики инвестбанка «Синара». «Но даже в случае негативных сюрпризов пугаться низкой доходности не стоит, ведь это лишь временная просадка до нового акционерного соглашения, — считают эксперты «БКС Мир инвестиций». — В будущем компания будет платить больше, и после устранения разногласий между акционерами дивидендная доходность за 2023–2025 годы, предположительно, могла бы составить 12% за каждый год».