Потанин оценил потери «Норникеля» от экспортных пошлин в $500 млн
Введение пошлин на экспорт черных и цветных металлов, которые будут действовать с 1 августа до 31 декабря 2021 года, обойдется «Норникелю» в $0,5 млрд, оценил глава и основной владелец (через «Интеррос» контролирует 34,6%) компании Владимир Потанин.
По словам Потанина, между правительством и бизнесом шел диалог о том, как смягчить эффект от роста цен на металлы, который повлиял на стоимость строительства и стоимость жилья. Потанин отметил, что введение пошлин было «за рамками диалога с правительством и носило исключительно фискальный характер».
Суть введения пошлин, по словам Потанина, — в «установлении большей социальной справедливости: много зарабатывающие богатые компании должны вносить свой вклад в бюджетную, социальную сферы». Основной владелец «Норникеля» подчеркнул, что инструменты, которые выбирает правительство, должны быть «более тонкой настройки», а качество диалога между бизнесом и властью «могло бы быть и выше».
Вопрос об увеличении фискальной нагрузки для металлургических компаний на фоне роста мировых цен на черные и цветные металлы обсуждался в последние месяцы. В конце мая первый вице-премьер Андрей Белоусов в интервью РБК заявил, что металлурги в части госкапвложений и гособоронзаказа «нахлобучили» государство на 100 млрд руб.: доходы отрасли в коронавирусный 2020 год выросли «в разы», при этом металлургические предприятия подняли цены на внутреннем рынке. Тогда Белоусов указывал, что эти деньги должны вернуться в бюджет в виде налога. Риторика властей вызвала критику со стороны представителей бизнеса — основной владелец НЛМК Владимир Лисин, в частности, отмечал, что налоговые поступления от компаний отрасли выросли вдвое, а Потанин указывал на то, что пошлины на подорожавшие металлы приведут к тому, что российские игроки сектора станут более уязвимыми и менее конкурентоспособными.
На прошлой неделе глава Минэкономразвития Максим Решетников на заседании правительства предложил ввести временные пошлины на экспорт черных и цветных металлов за пределы Евразийского экономического союза (помимо России, туда входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Правительство поддержало эту меру и 25 июня утвердило пошлины. Предполагается, что они будут действовать с 1 августа до 31 декабря 2021 года. Пошлины будут состоять из базовой ставки (15%) и специфического компонента (в долларах за 1 т). Его величина рассчитывается в зависимости от вида металла (для цветных металлов) или степени переработки продукции (для черных металлов). При этом учитывалась динамика мировых цен на тот или иной металл в первые пять месяцев 2021 года. Например, по никелю величина специфического компонента пошлины составит не менее $2321 за тонну, по меди — $1226, по алюминию — $254.
На введение пошлин акции металлургических компаний отреагировали падением до 7%. По расчетам аналитиков инвесткомпании «Атон», уплата пошлин будет стоить металлургическому сектору 6% EBITDA в 2021 году. «Пошлины подразумевают долгосрочное ограничение прибыли в секторе при сохранении цен на сырье на текущих уровнях в 2022 году. В этом случае влияние фактора на EBITDA в годовом исчислении обещает быть огромным», — указывали аналитики компании, оценивая потери UC Rusal в 27%, НЛМК — в 18% и Evraz — в 16%. «Относительно защищенными» от негативного эффекта «Атон» назвал ММК, который ориентирован на внутренний рынок, а также «Норникель», поскольку пошлины не касаются металлов платиновой группы (в частности, палладия, на который приходится значительная доля выручки компании).
Введение пошлин в металлургической отрасли НЛМК назвало дискриминационной мерой, а основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов указывал на то, что такая мера приведет к продолжению роста цен на сталь и более комфортному положению для европейских металлургов.