Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Versus и остальные: как устроены и на чем зарабатывают рэп-баттлы

Три раунда по две минуты, два участника, один победитель. Это уже почти спорт — рэп-баттлы. Рифмованные разборки бьют все рекорды популярности, собирая 20–30 млн просмотров на YouTube, и приносят доходы организаторам
Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League
Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League

Баттлом (от английского battle — «битва, бой») в рэпе называют словесный поединок двух или более оппонентов. Запуск Versus принято считать началом взлета в России так называемых офлайн-баттлов — очных встреч двух рэперов, которые без музыки зачитывают заранее подготовленные рифмованные строки. Им предшествовали фристайл-баттлы, в которых исполнители придумывали и рифмовали оскорбления на ходу, и онлайн-баттлы, рассказывает судья Versus-баттлов, один из модераторов форума hip-hop.ru и организатор онлайн-баттлов Дмитрий Егоров.

«В онлайне баттлы проходили так: объявлялась тема на раунд, на которую нужно записать трек. Участники присылали записи, судьи выбирали тех, кто проходит дальше. У баттлов был серьезный призовой фонд — до 100 тыс. руб., и многие исполнители, которых мы знаем сегодня, начинали именно там», — говорит Егоров.

В свое время рэп-баттлы пытались запустить на ТВ: в 2008 году на «Муз-ТВ» стартовало шоу «Битва за респект». Состав участников бывал серьезным, но проект получился пресным, и запомнились эти рэп-поединки только одним финалом, на который приходил премьер-министр России Владимир Путин, говорит Егоров.

«Интернет-баттлы сдохли. Фристайл-баттлы давно мертвы. Я знаю эту кухню, с вами Ресторатор, добро пожаловать на Versus-баттл!» — этими словами основателя и ведущего баттл-площадки Versus Александра Тимарцева, или Ресторатора, начинается первый ролик на YouTube-канале Versusbattleru — «Гарри Топор vs Billy Milligan». Трансляция офлайновых поединков оппонентов на главном и лишенном телевизионной цензуры видеохостинге стала причиной взрывного роста Versus и баттлов вообще.

В основе рэп-баттла лежит конфликт: участники с помощью панчлайнов — строчек, которые призваны как можно сильнее «зацепить» соперника, — пытаются вывести из себя, унизить, дискредитировать оппонента. По сути, это альтернатива уличной драке, поэтому в баттлах можно применять любые грязные приемы, кроме прямого физического насилия, объясняет Дмитрий Егоров.

Кто-то берет на вооружение прямые и примитивные шутки про внешность, болезни или близких, кто-то предпочитает более сложные слова и конструкции. «Самые сильные баттлы получаются, когда у соперников есть реальные претензии друг к другу, когда им есть что друг другу сказать», — говорит Антон Забаев, организатор баттл-рэп-площадки RBL (Russian Battle League).

Баттл Oxxxymiron vs Johnyboy собрал почти 38 млн просмотров. Это пока рекорд.
Баттл Oxxxymiron vs Johnyboy собрал почти 38 млн просмотров. Это пока рекорд.

За участие в основной лиге Versus соревнующиеся получают гонорары от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в других лигах обычно меньше — от 10 тыс. до 25 тыс. руб., рассказывает нынешний руководитель проекта Slovo Дима Капранов. Но главное — не деньги, а возможность показать себя большой аудитории и доказать, что ты можешь состязаться в этом непростом жанре, уверен Дмитрий Егоров. «Многие большие артисты отказываются от участия в баттлах, потому что не готовы к серьезному уровню агрессии: все же баттл-рэп — очень грязная вещь. И далеко не все известные артисты умеют хорошо выступать, а баттлы записываются вживую, и это большой риск для имиджа», — говорит он.

Достаточно долго баттлы в России оставались соревнованиями для рэперов и людей с соответствующим бэкграундом. Но полтора года назад, когда рэп-баттлы вышли на пик популярности, на канале Versus появился первый ролик с «битвой блогеров», не имевших к рэпу никакого отношения. Самый популярный на канале рэп-баттл — Оксимирон против Джонибоя — набрал около 38 млн просмотров, а на втором месте — баттл блогеров Хованского и Ларина: его посмотрели около 32 млн раз.

Основателям подключение новой аудитории скорее не понравилось. В рэп-баттлах тоже все начиналось с обилия мата и шуток про гениталии, но это довольно быстро наскучило, вспоминает руководитель баттл-площадки #SLOVOSPB и организатор баттлов «Рвать на битах» Ден Чейни: «Участники поняли, что круче в баттлах смотрится тот, кто выберет слова позлее и обороты интереснее, и за несколько лет аудитория баттлов довольно сильно повзрослела. А зрители, которые пришли вслед за блогерами, — по моим подсчетам, их где-то около 2 млн человек — не успели пройти этот путь. Поэтому сейчас многие в погоне за просмотрами поневоле возвращаются к самым примитивным шуткам, развитие культуры замедляется».

Основатели Versus с журналом РБК общаться не захотели. «Мы уже все сказали в многочисленных интервью, и уже действительно нечего добавить», — ответил на вопросы основатель и ведущий баттл-площадки Versus Александр Тимарцев, более известный как Ресторатор

Versus и остальные

Площадки для офлайн-баттлов не российское изобретение, все первые проекты сделаны по кальке с крупнейших зарубежных лиг: канадской KOTD, британской Don’t Flop, американской GrindTimeNow. «На Западе действует около 50 баттл-лиг, которые старше наших лет на пять-десять. Все новое, что появляется у нас, уже опробовано там, мы не первопроходцы», — говорит Чейни. Но Versus уже популярнее англоязычных оригиналов: у официального канала лиги Don’t Flop на YouTube, созданного в 2009-м, чуть больше 400 тыс. подписчиков и 128 млн просмотров, у российского проекта — 3,1 млн подписчиков и 370 млн просмотров.

«Сегодня Versus — это самый яркий проект в России, с этим глупо было бы спорить. Но он не единственный, и в перспективе у него могут появиться очень сильные конкуренты», — уверен Дима Капранов. Всего в России сегодня действует пять достаточно крупных площадок, которые способны конкурировать по популярности контента: Versus, Slovo, #SLOVOSPB (бывший филиал проекта Slovo, полтора года назад отсоединившийся в независимую площадку), 140 BPM Battle и RBL.

Именно краснодарская Slovo была первой офлайн-баттл-площадкой в России, которая заработала за полгода до Versus. Основали ее бывший участник краснодарской группы Mary Jane Хайд (Антон Белогай) и организатор первого на юге страны хип-хоп комьюнити-портала South Rap PLC (Сергей Трущёв). «Versus с самого начала сделала ставку на известных рэп-исполнителей, которые пробовали себя в жанре баттлов. В Slovo же участвовали не известные широкой аудитории ребята, которые специализировались на баттлах, а не на музыке», — объясняет Дима Капранов. «Бесспорно, Versus — самый яркий российский проект, главный популяризатор баттлов в России», — уверен Ден Чейни.

На запуск Russian Battle League (RBL) Антон Забаев потратил около 300 тыс. руб.
На запуск Russian Battle League (RBL) Антон Забаев потратил около 300 тыс. руб.

Сейчас все большей популярностью пользуются баттлы на битах — короткие выступления под музыку с заранее определенным ритмом. Третий и четвертый по популярности выпуски Versus (20 и 19 млн просмотров) — это баттлы Versus BPM. Это вполне закономерное явление, уверен Ден Чейни: «Баттлы на битах динамичнее, для них требуются навыки рэпера, а не поэта. В выступлениях без музыки очень важны хороший текст и харизма, а этим могут похвастаться далеко не все участники. А бит как чит-код решает эту проблему: когда он звучит, народ уже качается, и чтобы выглядеть хорошо, достаточно просто не сделать полную лажу».

Первыми в России делать баттлы под бит стали опять же не в Versus, а в #SLOVOSPB: ее команда полгода назад запустила проект 140 BPM Battle, который затем отсоединился в самостоятельную площадку (название означает примерный ритм записей, под которые проводятся баттлы, — 140 ударов в минуту). 140 BPM Battle — первая баттл-площадка в России, которая начала собирать по несколько миллионов просмотров своих роликов спустя всего несколько месяцев после запуска проекта. В мае #SLOVOSPB запустила проект командных баттлов «Рвать на битах». Всего за пару недель после запуска несколько роликов с поединками в новом формате набрали больше 1 млн просмотров на YouTube.

Баттловая экономика

Для каждого из организаторов площадок они являются основным занятием, на которое уходит все время, говорит Дима Капранов. Антон Забаев, известный в баттл-рэпе как Забэ, на запуск RBL потратил около 300 тыс. руб. «Это не так много. Очень помог тот факт, что опытные и достаточно сильные участники приходят ко мне, не требуя гонорары, иначе пришлось бы потратить не меньше миллиона», — рассказывает он.

Основные траты проекта — логистика для участников, аренда оборудования и съемка; это не меньше 100–150 тыс. руб. на баттл, объясняет Забаев: «Встречи проходят раз в полтора месяца, часть расходов отбивается за счет билетов, но несколько месяцев мне приходилось «вбрасывать» в проект примерно по 100 тыс. до того, как площадка начала приносить прибыль».

Сегодня все крупные баттл-площадки прибыльны, говорит Капранов, но большая часть денег идет в рекламу и продвижение проектов. С мероприятия, которое обходится проекту в 300 тыс. руб., организаторы Slovo получают примерно 150 тыс. чистой прибыли, продолжает он.

Примерно такие же цифры называет создатель лиги RBL. «С одной встречи в новом сезоне, который начнется осенью, мы сможем получать минимум 150–200 тыс. руб. чистой прибыли», — делится планами Забаев.

Самые популярные российские баттлы

37 млн просмотров
Oxxxymiron против Johnyboy

31 млн просмотров
Хованский против Ларина

20,5 млн просмотров
Джарахов против Ларина
 

Источник: YouTube

YouTube остается главным, но уже не для всех единственным источником заработка. «Экономика довольно простая: в среднем на баттловом рынке 1 млн просмотров стоит 100–200 тыс. руб. с одного крупного спонсора. Для Versus, думаю, эта цифра в несколько раз выше», — объясняет Забаев. У Versus больше всего рекламных контрактов: в последних роликах площадки одновременно рекламируется семь компаний, среди которых минимум два «генеральных продюсера» проекта, за рекламу которых в одном видео площадка получает от 500 тыс. руб. В прайс-листе, который представители Versus прислали в ответ на запрос корреспонденту журнала, назвавшемуся потенциальным рекламодателем, указаны еще две категории партнерства: официальный партнер за 50 тыс. руб. с одного ролика и генеральный партнер за 200 тыс. руб. с ролика. На основе этой информации и приблизительной стоимости просмотров на YouTube можно подсчитать, что за одно видео баттла рэперов Lil Dik и Сявы организаторы могли получить больше 2 млн руб.

Новый спорт

Далеко не все рекламодатели готовы рекламироваться на баттлах, несмотря на все миллионы просмотров, но есть бизнес, который не боится мата и агрессии. Букмекерские конторы принимают ставки на результаты баттлов и поддерживают крупнейшие площадки: у трех из пяти уже есть по одному партнеру-букмекеру, еще одна площадка — в стадии переговоров с такой компанией.

«Меня все забыли, а тебя и не знали»: Lil Dik vs Сява
«Меня все забыли, а тебя и не знали»: Lil Dik vs Сява

«Больше года назад мы заметили, что рэп-баттлы начали набирать большие обороты, — говорит представитель букмекерской конторы 1xbet, которая сотрудничает со Slovo. — Мы решили проверить, есть ли там наша целевая аудитория: сделали ставку на победителя баттла Оксимирона против ST на Versus». Это был чистый эксперимент, говорит он: не договаривались ни с площадкой, ни с артистами, просто смотрели на реакцию аудитории. Новость облетела рэп-паблики и профильные порталы буквально за день, говорит представитель 1xbet: «Ставки принимались полным ходом. Плюс мы сделали ставку для тех, кто несильно разбирается в рэпе, но следит за трендами YouTube: человек мог сделать ставку на то, сколько ролик наберет просмотров в первые сутки. Оба эксперимента удались».

«Мы выбрали для поддержки Versus-баттл, потому что компания Leon стремится занять сегмент рынка, близкий к молодому пользователю. Аудитория баттлов понимает нас, а мы в свою очередь понимаем аудиторию», — рассказал Дмитрий Точилин, гендиректор рекламного агентства «Ленинград Медиа», которое занимается размещением рекламы для букмекерской конторы Leon.

Аудитория баттлов для букмекеров, по сути, целевая: это несколько миллионов молодых людей, которые «слушают рэп, смотрят футбол», это уже практически стереотип, говорит Забаев из RBL.

Баттлы и сами становятся новым спортом: в них принимают участие все больше людей, появляются правила судейства, аналитика и прогнозы. В баттл-рэпе уже есть система лиг: для новичков и состоявшихся артистов. Баттлы дают возможность раскрутиться и начать карьеру новым исполнителям, которой раньше, в «добаттловую» эпоху, просто не было, говорят организаторы площадок. Правда, все приводят один пример — Геннадий Фарафонов, рэпер Rickey F, участник лиги для новичков Versus: Fresh Blood, который после проекта собрал на концерте в Москве в мае тысячу человек. И пока это единственный подобный случай.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
В Брянской области сбили шесть дроновПолитика, 02:55
Порошенко предложил для Украины использовать урок холодной войныПолитика, 02:55
В ДТП с автобусом в Бразилии погибли 23 человекаОбщество, 02:30
На предприятии в Калуге возник пожар при падении дронаПолитика, 02:11
Кулеба назвал три препятствия к быстрому окончанию конфликтаПолитика, 02:06
Клинтон заявил, что кадровый выбор Трампа демонизирует образованных людейПолитика, 02:04
Сторонники оппозиции установили палатки перед парламентом в ТбилисиПолитика, 01:51
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Украина показала иностранным журналистам обломки «Орешника»Политика, 01:35
Критик помощи Украине вырвался вперед на выборах президента РумынииПолитика, 01:26
В ОАЭ арестовали подозреваемых в убийстве израильского раввинаОбщество, 00:44
Пассажиров загоревшегося Superjet эвакуировали по надувным трапамОбщество, 00:38
СК начал проверку после пожара на прилетевшем в Анталию Sukhoi SuperjetОбщество, 00:14
В Киеве сообщили о работе ПВОПолитика, 00:13
Власти смягчили проект закона о платформенной экономикеТехнологии и медиа, 00:01