Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Строитель ЦКАД решил купить одну из крупнейших дорожных компаний в ЯНАО

Холдинг «Автобан» намерен приобрести крупного игрока на дорожном рынке ЯНАО — «Уренгойдорстрой». Покупка может обойтись не менее чем в 6 млрд руб. Эксперты называют сделку одной из крупнейших на рынке за последнее время
Фото: Эрик Романенко / ТАСС
Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Входящая в холдинг «Автобан» компания «Ханты-Мансийскдорстрой» обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с ходатайством о покупке подрядчика «Уренгойдорстрой». Соответствующее заявление было зарегистрировано ведомством 6 августа. В материалах ФАС сказано, что заинтересованные лица вправе представить регулятору информацию о влиянии сделки на состояние конкуренции на рынке. Другие детали там не указаны.

РБК направил запрос в «Автобан» и «Уренгойдорстрой».

Чем известен покупатель

«Автобан» — одна из крупнейших российских дорожно-строительных компаний. Она специализируется на проектировании, инжиниринге, дорожном строительстве и последующей эксплуатации дорог, а также инвестициях в государственно-частные проекты. Среди его проектов — строительство и реконструкция участков трасс ЦКАД-3, ЦКАД-4, М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-11 Москва — Санкт-Петербург. Среди заказчиков «Автобана» — Росавтодор и государственная компания «Автодор».

Выручка холдинга по итогам 2023 года, согласно СПАРК, составила 159,7 млрд руб., чистая прибыль — 5,5 млрд руб. Его основными акционерами в 2016 году (более поздних данных нет) были АО «Инвестиционно-строительная компания «Автобан» (99,9%), учредители которой не раскрываются, и Алексей Андреев (0,1%), занимающий пост генерального директора холдинга.

Что такое «Уренгойдорстрой»

Основанная в 1977 году компания называет себя лидером на дорожно-строительном рынке Ямало-Ненецкого автономного округа. Она выступает подрядчиком при возведении, эксплуатации и техническом обслуживании объектов транспортной инфраструктуры, дорог, автострад, автомагистралей, летных полей и взлетно-посадочных полос. Среди ее проектов, к примеру, реконструкция аэродрома аэропорта Нового Уренгоя, путепровод и транспортная развязка в Новом Уренгое.

Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Бизнес
Фото:Елена Верещака / ТАСС

У «Уренгойдорстроя» есть пять собственных производственных баз и асфальтобетонных заводов, которые расположены в Новом Уренгое, Надыме и поселке Тазовский, говорится в информации на его сайте. За 2023 год объем выпуска асфальта у него превысил 400 тыс. т. По данным системы СПАРК, выручка «Уренгойдорстроя» в 2023 году составила 10,5 млрд руб. (против 12,3 млрд руб. в 2022 году), чистая прибыль — 30,9 млн руб. Основной владелец подрядчика — бизнесмен Александр Рысков.

Что говорят о сделке

Источник РБК, знакомый с деятельностью «Уренгойдорстроя», отмечает, что компания имеет «почти эксклюзивные подряды» на дорожное строительство по всему ЯНАО, и оценивает их как «интересный актив». Стоимость бизнеса компании составляет не менее 6 млрд руб., подсчитал гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но с учетом текущих реалий сумма сделки может быть и выше — около 7 млрд руб., полагает он. Эксперт также добавляет, что это одна из крупнейших сделок по приобретению бизнеса в этом сегменте за последнее время.

Крупнейший мировой производитель кирпича продал свои заводы в России
Бизнес
Фото:Никита Крючков / ТАСС

«Автобан» входит в пятерку игроков на рынке дорожного строительства, указывает директор Института транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В составе холдинга есть «Ханты-Мансийскдорстрой» — крупное производственное подразделение в западной Сибири, напоминает Бурмистров. У этой компании с «Уренгойдорстроем» схожие заказчики и география работ, соответственно, между ними будет формироваться синергия, добавляет он. «Нельзя сказать, что для «Автобана» это станет расширением бизнеса в разы, скорее процентным», — рассуждает он. «Уренгойдорстрой», как региональный игрок, только выиграет от этого соглашения, так как вольется в более крупную компанию, полагает эксперт.

Перспективы развития рынка дорожного строительства «в целом туманны», рассуждает Блинкин. «Частных денег в эту отрасль и ранее приходило немного, а бюджетных средств тоже, мягко сказать, негусто», — объясняет он. Генеральный директор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова объясняет, что запуск проектов в формате концессий требует более долгой подготовки, чем по госзаказу, и более мягкой денежно-кредитной политики. По словам Блинкина, шансов продолжить деятельность у крупных игроков больше, чем у региональных компаний.

Государственное финансирование отрасли тем не менее растет. В 2022 и 2023 годах в нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД) из федерального бюджета направили 490,4 млрд руб. и 526,7 млрд руб. соответственно, напоминает Галактионова. В этом году на него выделено 658,6 млрд руб., добавляет она. Таким образом, фактические темпы прироста вложений в 2024 году ожидаются на уровне 25%, говорит эксперт (в 2023 году они были на уровне 7,5%, в 2022 году — 35%). Расходы на БКД в 2025 и 2026 годах, согласно утвержденному прошлогоднему закону о федеральном бюджете, должны составить 703,6 млрд руб. и 749,6 млрд руб., резюмирует Галактионова.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 14 сентября
EUR ЦБ: 100,8 (+0,41)
Инвестиции, 13 сен, 17:50
Курс доллара на 14 сентября
USD ЦБ: 90,93 (-0,18)
Инвестиции, 13 сен, 17:50
Небензя потребовал объяснений от США о передаче Украине химиката BZПолитика, 02:15
WSJ узнала о смене стратегии США из-за «унижения» американских танковПолитика, 02:12
В Италии появились щиты с призывом остановить поставки оружия УкраинеПолитика, 01:46
В Киеве и Одессе прогремели взрывыПолитика, 01:39
Генштаб ВСУ назвал самое горячее направление фронтаПолитика, 01:23
Пентагон анонсировал строительство судов-заправщиков на $6,7 млрдПолитика, 01:10
В Раде заявили о сотнях тысяч отказов уехавших из страны от гражданстваПолитика, 00:58
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
NYT узнала о создании Маском личной «мини-спецслужбы» из-за угрозБизнес, 00:45
В Кизляре произошел крупный пожар на рыбном заводеОбщество, 00:32
Маск назвал ракету Starship спасением человечества от вымиранияТехнологии и медиа, 00:12
Крупнейшая энергетическая компания Вены откажется от газа из РоссииБизнес, 00:11
15 лет без Патрика Суэйзи. Какие роли вписали его имя в историю киноLife, 00:01
Топ главных событий тура РПЛСпорт, 00:00
Антонов рассказал о звонках после заявлений Путина об ударах по РоссииПолитика, 13 сен, 23:57