ЛУКОЙЛ ответил на обвинения в сомнительных операциях с «Башнефтью»
Контракты на поставку нефти и нефтепродуктов между организациями, входящими в группу ЛУКОЙЛ и «Башнефть», а также совместным предприятием «Башнефть-Полюс» заключены на рыночных условиях в соответствии с действующим законодательством и лицензионными требованиями, заявила пресс-служба ЛУКОЙЛа в пятницу, 28 октября.
«У «Башнефти» нет претензий, связанных с исполнением обязательств по договору с ЛУКОЙЛом», — подчеркивается в сообщении.
Это заявление сделано «в связи с появившимися слухами о якобы сомнительных торговых операциях между организациями, входящими в группу ЛУКОЙЛ и «Башнефть», уточняется в сообщении нефтяной компании. Представитель «Роснефти», которая 12 октября приобрела контрольный пакет «Башнефти», на момент публикации не ответил на запрос РБК.
Как сообщил РБК 27 октября, новый президент «Башнефти» Андрей Шишкин, назначенный на следующий день после смены основного собственника компании, 25 октября уведомил ЛУКОЙЛ, что решил досрочно расторгнуть контракты между двумя компаниями. «Благодарим за развитие крепких деловых отношений и поддержку продуктивной работы между нашими компаниями. Предлагаю вам рассмотреть возможность расторжения с 1 ноября 2016 года соглашения от 3 июля 2015 года по поставкам нефти и продаже нефтепродуктов», — отмечается в письме Шишкина на имя вице-президента ЛУКОЙЛа Валерия Субботина (РБК ознакомился с текстом письма).
В июле 2015 года «Башнефть» договорилась о покупке у «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукта» нефти для загрузки своих НПЗ — «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл» и «Башнефть-Уфанефтехим». Тогда же трейдер ЛУКОЙЛа Litasco заключил с «Башнефтью» соглашение о покупке нефтепродуктов для продажи на экспорт. Общая сумма этих контрактов составляла около 400 млрд руб. Они были заключены до 31 января 2017 года, с возможностью продления до 31 июля 2018 года.
Представитель «Роснефти» тогда сказал РБК, что ЛУКОЙЛ согласился расторгнуть эти контракты без взыскания штрафных санкций. В пятницу утром это подтвердила пресс-служба ЛУКОЙЛа.
На следующий день после покупки «Башнефти», 13 октября, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что компания «полностью управляет ситуацией» в новой «дочке» и начала знакомиться с ее контрактами, для того чтобы обеспечить «преемственность в работе».
Представитель ЛУКОЙЛа отказался уточнить РБК, в каких публикациях подвергались сомнению его контракты с «Башнефтью». На прошлой неделе, 17 октября, «Новая газета» опубликовала расследование, в котором утверждается, что компания «Башнефть-Полюс» — совместное предприятие «Башнефти» (74,9%) и ЛУКОЙЛа (25,1%) — «практически всю нефть», добываемую на месторождении Требса и Титова в Ненецком автономном округе, продает компании «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт», а затем «у нее же покупает нефть для загрузки собственных НПЗ». И в этой цепочке также используются посредники, утверждает издание.
Нефть с месторождений Требса и Титова невозможно физически переместить на заводы в Башкирии и Перми, принадлежащие партнерам по СП («Башнефти» и ЛУКОЙЛу), сказал РБК источник, близкий к «Башнефти». Поэтому «Башнефть-Полюс» продает эту нефть ЛУКОЙЛу, а затем покупает у него западносибирскую нефть, которая в соответствии с лицензионным соглашением перерабатывается на уфимских НПЗ «Башнефти» и пермском заводе ЛУКОЙЛа. Все сделки проверяла ревизионная комиссия «Башнефти», которая пришла к выводу, что все сделано по закону, подчеркнул собеседник РБК.