«Синара» поставит трамваи в Москву на фоне критики Минпромторга
Группа «Синара» Дмитрия Пумпянского нашла способ выполнить контракт с «Мосгортрансом» на поставку трамваев за 11,1 млрд руб. До этого Минпромторг дважды отказал ей в подтверждении производства этого транспорта на территории России.
«Дочка» группы — «Синара — Транспортные машины», которая в начале октября победила в конкурсе на поставку 90 низкопольных трамваев и их сервисное обслуживание в течение 30 лет, в 2021 году передаст «Мосгортрансу» первые пять трамваев, произведенные на «Уралтрансмаше» (входит в Уралвагонзавод, УВЗ), в производстве которых примет участие — на этапе финальных технологических операций. Об этом РБК рассказал представитель «Синары». Контрактом была предусмотрена поставка пяти трамваев в июне 2021 года.
РБК направил запрос в «Мосгортранс».
Параллельно «Синара» планирует организовать выпуск трамвайных вагонов на своем заводе «Калугапутьмаш» в Калуге по лицензии чешской Skoda. Совместное предприятие «Синара-Шкода» на паритетной основе было создано в декабре 2019 года. В ходе проверки этого СП замминистра промышленности Александр Морозов обнаружил следующие несоответствия: опытные образцы трамвайных вагонов на промышленных мощностях «Калугапутьмаша» не изготавливались, а макеты и изготовленные или закупленные комплектующие, необходимые для производства трамвайных вагонов, не представлены участникам аудита. Представитель «Синары» пояснил, что «головной образец и опытная партия российских трамваев будут изготовлены в 2021 и 2022 году соответственно».
Депутат Госдумы Тамара Плетнева также просила Минпромторг проверить, действительно ли эти два партнера локализовали производство трамваев в России. Плетнева не смогла прокомментировать РБК содержание своего письма и ответы министерства на ее обращение.
В адрес Минпромторга дважды поступали письма «Синара-Шкода» с заявлением на получение заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории России, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. В ответ на эти письма Минпромторг направлял компании отказы. Ведомство не выдало компании заключение, потому что в Торгово-промышленной палате сообщили, что приостановили, а затем отозвали действие акта экспертизы о соответствии продукции, которую планировало выпускать СП, необходимым требованиям, добавили в пресс-службе министерства.
Каковы требования к поставщикам техники
Поставки иностранной техники регулируются постановлениями правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» и № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства». Производителям необходимо подтверждать соответствие техники требованиям о ее полностью российском производстве.
Представитель «Синары» подтвердил, что компания дважды подавала заявку на оценку соответствия технологий производства трамваев. Минпромторг в обоих случаях выдал замечания по доработке производственных и коммерческих процессов на заводе компании в Калуге.
Разработка и производство трамваев с нуля — это сложный и затратный процесс, который компании было необходимо завершить менее чем за один год, добавил представитель «Синары». Но, по его словам, компания обеспечит поставку трамвайных вагонов российского производства в полном объеме, при этом будут воплощены «самые современные технологические решения» с учетом всего предыдущего опыта предприятий «Синары», в том числе с использованием технологий машинного зрения.