Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Крупнейший производитель лосося: «Инвесторы склонны к морепродуктам»

Глава «Инарктики», крупнейшего производителя лосося, рассказал о выращивании рыбы в новых экономических условиях, конкуренции с Фарерами и Чили, ценах и спросе на красную рыбу и почему море на Дальнем Востоке не подошло для семги
Илья Соснов
Илья Соснов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

В ноябре группа «Инарктика» объявила о проведении вторичного публичного размещения акций (SPO) на Московской бирже. Компания, которая раньше носила название «Русская аквакультура», — крупнейший производитель лосося, выращенного в аквакультурных (то есть искусственных) условиях. В 2022 году на долю компании, по собственным оценкам, приходилось 25 тыс. т, или 21% российского рынка лососевых (без учета озерной форели и дикого лосося), который в целом оценивался в 118 тыс. т.

Группа компаний была основана в 1997 году. Изначально она занималась дистрибуцией рыбы, а также переработкой и производством готовой продукции. В 2007-м появился бизнес по разведению рыбы: тогда было приобретено форелеводческое хозяйство «Сегозерское» в Карелии и создана компания «Русское море — Аквакультура». В 2012 году в Мурманске была открыта первая ферма по выращиванию лосося. Впоследствии аквакультура стала основным направлением деятельности группы.

В 2010 году группа — тогда она называлась ГК «Русское море» — провела первичное публичное размещение акций (IPO) на Мосбирже и привлекла $90 млн. В 2017-м компания (тогда «Русская аквакультура») провела SPO и привлекла 1 млрд руб., что, впрочем, было вдвое меньше запланированного.

В рамках нового запланированного раунда размещения компания (в прошлом году сменила название на «Инарктика») планирует привлечь на бирже около 3 млрд руб.

На что рассчитывать инвесторам, как на аквакультуру повлияли санкции и что происходит со спросом на лосось у россиян, в интервью РБК рассказал гендиректор и акционер «Инарктики» Илья Соснов.

О стратегии «Инарктики»

«Стратегия «Инарктики» подразумевает, что компания была, есть и будет публичной, — заверяет Соснов. — Ключевые менеджеры являются акционерами компании — мы в одной лодке и мы заинтересованы, чтобы ее капитализация росла».

Крупнейший производитель лосося проведет SPO на Мосбирже
Бизнес
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

Период сбора заявок на участие в SPO открылся 23 ноября и продлится до 29 ноября, организатором размещения выступает ПАО «Банк Синара». Продающие акционеры — ООО «Инарктика Северо-Запад» (казначейский пакет) и АО «ИГС Инвест» — предложат 3,3 млн акций, что составляет около 4% от общего количества акций. Ценовой диапазон предложения составит от 900 до 968,5 руб. за бумагу.

В результате SPO «Инарктика» планирует увеличить долю своих акций в свободном обращении не менее чем до 18% — по состоянию на конец 2022 года free-float компании составлял около 13%. «Если три-четыре года назад у нас было 600 акционеров, то сейчас их 130 тыс. История с переключением физлиц на инвестирование, упрощение работы на фондовом рынке и геймификация — все это работает в сторону увеличения количества акционеров: нажал кнопку в приложении и купил акции. Мы видим рост оборота по нашим акциям: сейчас он составляет 100 млн руб. в день», — продолжает Соснов.

Илья Соснов
Илья Соснов

Аквакультура — отрасль с высоким уровнем дохода на инвестиционный капитал, утверждает Соснов. «В 2023 году мы рассчитываем, что улучшим или повторим цифры 2022 года по финансовым показателям и вырастем в пределах 10% по объемам производства», — прогнозирует гендиректор «Инарктики». По итогам 2022 года выручка ПАО «Инарктика» выросла на 48% относительно уровня предыдущего года и составила 23,5 млрд руб. Чистая прибыль — 12,2 млрд руб. (рост на 44% год к году). Показатель рентабельности по EBITDA в 2022 году превышал 50%. За девять месяцев 2023 года, когда рынок стабилизировался, маржинальность осталась на уровне чуть выше 45%.

Кто инвестировал в «Инарктику»

Группу компаний, которая сейчас носит название «Инарктика», в конце 1990-х основали братья Максим и Андрей Воробьевы. Последний вышел из бизнеса в начале 2000-х, продав долю брату, и ушел в политику — с сентября 2013 года Андрей Воробьев занимает пост губернатора Подмосковья.

До 2013 года группа была одним из крупнейших в стране переработчиков и производителей рыбной продукции под брендом «Русское море». Но в феврале 2013 года группа продала этот бизнес и бренд «Русское море» белорусской «Санта Бремор» за $52 млн, а в 2016 году продала и свое дистрибьюторское подразделение — ЗАО «Русская рыбная компания» — пулу инвесторов, в числе которых были ее гендиректор Дмитрий Дангауэр и экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин. Сама группа решила сосредоточиться на выращивании атлантического лосося и форели.

Летом 2011 года в списке акционеров компании появился один из богатейших бизнесменов России Геннадий Тимченко. Тогда RG Group Максима Воробьева и Volga Resources Тимченко создали совместную компанию Rsea Holdings, которая стала владельцем 60,94% акций компании. Спустя три года, летом 2014-го, Тимченко продал свой пакет зятю Глебу Франку — детали этой сделки не раскрывались. А в сентябре 2016-го стало известно, что Франк вышел из состава акционеров компании (на тот момент она называлась «Русская аквакультура») — покупатель не назывался, но за свой пакет 37,1% акций он мог получить около 1 млрд руб., оценивал источник «Ведомостей».

Мажоритарным акционером компании после выхода из бизнеса Франка стал Максим Воробьев (по состоянию на конец 2016 года он увеличил свою долю до 47,85%). Но в 2022 году Воробьев снизил долю в компании, продав 22,9% менеджменту.

По состоянию на конец прошлого года структура акционерного капитала «Инарктики» выглядела следующим образом: 24,9% принадлежало гендиректору Илье Соснову (именно он приобрел 22,9% акций у Максима Воробьева), еще 24,9% было у ООО «УК «Свиньин и Партнеры». Сам Максим Воробьев оставался владельцем 22% уставного капитала, еще 8,4% было у ООО «Си-Эф-Си Прямые инвестиции», пакет в 5,1% был у президента Тихоокеанской инвестиционной группы и экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина, а 1,7% акций принадлежали дочерним обществам компании.

Глава «Русской аквакультуры» — РБК: «Рыба растет сумасшедшими темпами»
Бизнес
Генеральный директор компании «Русская аквакультура» Илья Соснов

О влиянии санкций на бизнес

Санкции западных стран, введенные против России после начала специальной военной операции на Украине, ударили по всему российскому бизнесу, и аквакультурное разведение рыбы не стало исключением, признает гендиректор «Инарктики». Несмотря на то что аквакультура, как и все производство сельскохозяйственной продукции, базово выведена из-под ограничений, некоторые санкционные пакеты существенно ограничили поставки в Россию судов и оборудования для аквакультуры из Норвегии.

Кроме этого, ряд зарубежных компаний ввели добровольные санкции на корпоративном уровне — в первую очередь это публичные иностранные компании. «Инарктика» работала в основном с поставщиками из скандинавских стран, в частности из Норвегии. «В силу управления своими рисками они достаточно существенно ограничили бизнес с нами или полностью от него отказались», — рассказывает Соснов. От сотрудничества, по его словам, отказались примерно 70% иностранных партнеров, «30% сказали: мы работаем с вами, все, что не запрещено, то разрешено». Среди тех, кто разорвал связи, были, например, поставщики рыбных кормов. Лидерство на этом рынке удерживали несколько компаний, которые активно инвестировали в увеличение рыночной доли, давали отсрочки платежей. «Одна из них оборвала сотрудничество одним днем. Другие дали какой-то льготный период, чтобы можно было адаптироваться», — вспоминает гендиректор «Инарктики».

Резкий разрыв цепочек поставок, безусловно, негативно повлиял на бизнес, признает Соснов: «Норвегия — это мировой лидер лососевой аквакультуры. Очень много чего было изобретено у них и только у них. Но есть и много поставщиков из других стран, которые активно развивают аквакультуру — это Турция, Чили, постсоветские страны и, безусловно, Китай, который делает очень много оборудования». Качественное оборудование могут производить и российские поставщики, добавляет Соснов: «Например, двигатели Ярославского моторного завода нормально встают на катера и пароходы».

Рынок кормов сейчас сбалансирован с точки зрения спроса и предложения, считает гендиректор «Инарктики»: вместо импорта из скандинавских стран поставки идут из Армении, Белоруссии, Турции, заработали мощности на российских заводах, кроме того, ряд предприятий строится.

Илья Соснов
Илья Соснов

«Какие выводы мы для себя сделали? В первую очередь, что надо формировать стратегию устойчивого роста. Если раньше мы фокусировались на более прибыльном сегменте аквакультуры — непосредственно на выращивании товарной рыбы в садках в море, то теперь мы ускорили вертикальную интеграцию. Мы приняли инвестиционное решение и начали реализовывать проекты по производству смолтового малька и корма в России», — говорит гендиректор «Инарктики».

Норвегия ограничила для российских рыбаков доступ к портам
Политика
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

О замене норвежского малька российским

До прошлого года мальков для выращивания товарного лосося «Инарктика» завозила из Норвегии — там у компании было три собственных завода, производивших посадочный материал. Первые два завода — Villa Smolt AS (мощностью до 5 млн штук смолта в год) и Olden Oppdrettsanlegg AS (2 млн штук смолта ежегодно) — компания приобрела в 2017 году. А в 2021 году к ним добавился смолтовый завод Setran, выпускавший 1,5 млн штук мальков в год.

Но после изменения геополитической ситуации «Инарктика» в декабре 2022 года объявила, что продала норвежские заводы менеджменту. В отчете компании говорится, что предприятия были проданы за 584,9 млн руб. с рассрочкой платежа до 1 декабря 2029 года.

«Мы продали заводы в связи с регуляторными рисками. Очень много было вопросов по работе бизнеса с российскими акционерами. Заводы мы продали менеджменту, который ими управлял. Не могу сказать, что сделка была не рыночная — продажа была по чистым активам. Мы продали полностью — ушли уходя, закрыли дверь. Никаких обратных опционов на выкуп норвежских заводов у «Инарктики» нет», — уточняет Соснов.

Вместо предприятий в Норвегии «Инарктика» купила три мальковых завода в России — два в Калужской области и один в Нижнем Новгороде. «Они не идеально подходят под выращивание лосося, но базово это очень рабочий вариант. Также мы строим большой завод в Карелии мощностью 6 млн штук малька в год. И мы начали реализацию нашего большого инвестпроекта по строительству кормового завода в Великом Новгороде. Мы законтрактовали оборудование и в этом году заканчиваем проектирование. В 2024-м будет активная стройка, а в 2025 году рассчитываем запуститься», — делится планами гендиректор «Инарктики».

Илья Соснов
Илья Соснов

Покупка трех новых заводов по производству посадочного материала обошлась крупнейшему производителю аквакультурного лосося примерно в 1 млрд руб. Проект в Карелии будет стоить около 3,5 млрд руб., а затраты на кормовой завод «Инарктика» оценивает примерно в 4–4,5 млрд руб., из которых 1,5 млрд уже вложены.

Пока отечественное производство закрывает меньше половины потребности аквакультурного производства лосося в посадочном материале. «Частично малек заезжает из других стран, что-то — с наших заводов. По итогам 2023 года [отечественного] будет меньше 50%. Но в будущем доля поставок с наших заводов будет расти — в 2024 году уже больше половины малька мы рассчитываем поставить со своих заводов», — прогнозирует Соснов.

Про спрос и цены на красную рыбу

Себестоимость производства рыбы у аквакультурных предприятий выросла, признает Соснов. Например, компоненты и сырье для производства кормов завозятся из-за рубежа, а цены на рыбную муку, рыбий жир, сою и пшеницу, которые продаются на мировом рынке, привязаны к доллару. «За счет девальвации рубля мы видим подорожавший корм и подорожавшего малька — рост себестоимости составляет до 10 до 20% на килограмм», — оценивает Соснов. В свою очередь, это отражается на отпускных ценах на лосося и форель: подорожание в опте в среднем по рынку в 2023 году составило 20%, оценивает собеседник РБК.

Цены на красную икру на Дальнем Востоке упали на 25%
Бизнес
Фото:Евгений Одиноков / РИА Новости

Спрос на красную рыбу, вопреки внешним шокам, оказался устойчивым, радуется Соснов: «2022 год нас сильно удивил, потому что объемы продаж российского рынка аквакультурной красной рыбы не упали — они составили те же 70 млрд руб., если мы говорим об оптовых ценах, что и годом ранее. Для нас важно, что рынок не упал, а оттолкнулся и пошел вверх».

В 2023 году рынок лосося не только восстановился, но и начал уверенно расти относительно 2022 года как в денежном выражении (рост на 33%, до 27 млрд руб.), так и в натуральных объемах (на 26%, до 46 тыс. т), рассказывает Соснов. Декабрь — самый прибыльный и самый напряженный месяц для лосося. Источник повышенного предновогоднего спроса на красную рыбу — это в том числе корпоративы: «В прошлом году с этим похуже было по понятным причинам, а сейчас люди заказывают корпоративы. Мясная тарелка, рыбная тарелка, вино, водка, красная рыба, красная икра».

Впрочем, пока объемам потребления лосося далеко до пика, который был до введения Россией в 2014 году продэмбарго, перекрывшего импорт рыбы из Норвегии и других скандинавских стран. Пик потребления был в 2013 году — тогда за год в России съедали около 180 тыс. т лосося (для сравнения: в 2022 году потребление составило 118 тыс. т, а максимальный после введения продэмбарго показатель был в 2021 году — 152 тыс. т).

О конкуренции с импортным лососем в ресторанах

Важнейший канал реализации лосося — сегмент HoReCa (питание в отелях, рестораны, кейтеринг). Это самый «премиальный канал», у которого есть свои особенности, рассказывает Соснов. Например, решение, какую красную рыбу заказывать, принимают в большинстве случае не закупщики, а шеф-повара. «Предвзятость и выбор шефов — это очень важная вещь, которая влияет на стратегию компании. Российский рынок премиальный, нам важно на нем быть, и мы будем за него бороться», — добавляет гендиректор «Инарктики».

Рыбопромышленники вступились за импорт сельди с Фарерских островов
Бизнес
Фото:Сергей Коньков / ТАСС

Самую дорогую рыбу в последние годы поставляли компании с Фарерских островов. Но после начала специальной военной операции на Украине главный конкурент самоустранился — фарерские компании «во многом добровольно ушли и не захотели поставлять на российский рынок», говорит собеседник РБК. «Но рано или поздно, с Фарерами или без, мы бы совершенно точно забрали этот премиальный сегмент HoReCa, поскольку у нас есть уникальное торговое предложение — свежий вкусный лосось, который уже на второй-третий день в Петербурге и Москве, а на четвертый-пятый день — во всех городах-миллионниках, — рассуждает Соснов. — Это хорошо для HoReCa, потому что вкусно, это хорошо для ретейла, потому что у тебя длинный срок шелф-лайф — срок полезного использования, и ты не рискуешь, если у тебя три-четыре дня на то, чтобы продать красную рыбу».

Из крупных импортных поставщиков на российском рынке остается Чили — в 2022 году в поставках были перебои, связанные с логистикой и проблемами с расчетами, но сейчас ситуация стабилизировалась. «Сейчас Чили поставляет приблизительно те же объемы [что и раньше] — около 40–50 тыс. т. Но чилийская рыба приезжает замороженная — с точки зрения потребительских свойств наша лучше, потому что она приезжает охлажденной и не дефростируется. Поэтому рынок платит премию за нашу рыбу относительно чилийской», — объясняет Соснов.

Илья Соснов
Илья Соснов

Кроме того, несмотря на продэмбарго, на российском рынке до сих пор присутствует серый импорт санкционной рыбы из соседних европейских стран. «Насколько мы слышим с рынка, норвежско-, финляндско-, эстонско-белорусский лосось в каких-то несущественных объемах заезжает. Но это серая зона. Это продукция, которая продается на ночных рынках, но без романтизма а-ля Цукидзи в Токио», — рассказывает гендиректор «Инарктики».

При этом российский аквакультурный лосось не конкурирует с отечественным диким лососем, массовый промысел которого ведется на Дальнем Востоке, уверяет Соснов. «Я восемь лет работаю в компании и не вижу корреляции между нашим ценообразованием и доминантными или недоминантными годами на Дальнем Востоке, когда больше или меньше добывается красной рыбы. Мы видим, что есть кампании по продвижению этой рыбы — я считаю, это правильно. Но я бы не сказал, что мы чувствуем какую-то существенную конкуренцию со стороны дальневосточной рыбы. В принципе для рынка хорошо иметь большую полку, где каждый потребитель может выбрать рыбу — горбушу, кету, форель, лосось — в своем ценовом сегменте. Для того чтобы в стране развивалось потребление рыбы — это очень хорошо. Особенно на фоне того, что другие протеины — мясо, курица — растут в цене».

В России начал дешеветь лосось
Бизнес
Фото:Лев Федосеев / ТАСС

О том, как выращивать больше лосося

Товарного атлантического лосося и морскую форель «Инарктика» выращивает в садках в акватории Баренцева моря в Мурманской области, а радужную форель — в озерах Карелии. Сейчас у компании 33 участка для выращивания рыбы — ежегодный объем вылова составляет около 30 тыс. т в живом весе, но потенциал у них, как утверждает компания, в два раза выше: вылов может составлять до 60 тыс. т в год. «Основной фокус компании — оптимально использовать существующий портфель рыбоводных участков в Баренцевом море и реализовать эту стратегию роста», — делится Соснов.

В более отдаленной перспективе «Инарктика» рассчитывает на рост производства за счет увеличения навески (то есть массы) малька, предназначенного для зарыбления водоемов, — это позволит собирать «урожай» чаще. «Что сейчас происходит на Фарерских островах? За последние годы они в три-пять раз увеличили навеску малька, которого сажают в море. Чтобы вырастить малька на земле, нужно построить дорогостоящий завод. Но построив его, ты получаешь малька, который быстрее растет в море: чтобы 100-граммовый малек вырос до 5-килограммовой рыбы, нужно два года. А если сажаешь в море 500-граммового малька, то нужно 1,5–1,3 года. Когда мы выйдем за пределы 60 тыс. т, следующей опцией будет увеличение навески малька, сокращение его пребывания в море и ускорение оборота — это даст рост производства», — рассказывает Соснов.

Мальковые заводы позволят развивать проекты сезонного выращивания лосося — например, в Белом море и Черном море. В Белом море у «Инарктики» уже есть рыбоводный участок. А вот возможности бизнеса в Черном море группа пока изучает. «Мы знаем, что есть проекты в Турции и у ряда российских коллег, которые пытаются выращивать в Черном море рыбу. Это сложный бизнес: осенью ты должен посадить рыбу в Черное море и до лета ее достать. А в Белом море — наоборот: весной ты должен посадить рыбу, а осенью достать. Потому что в Белом море лед, а в Черном море жарко, к тому же там высокие штормовые нагрузки, оно неспокойное. Поэтому мы пока смотрим».

Илья Соснов
Илья Соснов

Ранее «Инарктика» изучала также возможности аквакультурного разведения лосося на Дальнем Востоке: в 2020 году Соснов рассказывал, что компания выиграла на торгах рыбоводный участок в Посьетском заливе на юге Приморского края, в 30 км от Северной Кореи. Но условия для разведения лосося на Дальнем Востоке оказались неподходящими, говорит Соснов: «Если говорить про Дальний Восток, мы, на мой взгляд, ответственно подошли к процессу. Мы взяли оптимальную бухту и стали исследовать участок — наняли людей, которые выезжали туда на лодке, кидали в воду термометр и замеряли температуру. К сожалению, мы получили данные, что летом температура там была +24 градуса, а зимой до -2 градусов — для лосося это смертельно. Поэтому условия на Дальнем Востоке для индустриальной аквакультуры лосося не подходят, они подходят для пастбищной аквакультуры, например гребешков и мидий, и то там случаются тайфуны, которые все смывают. Поэтому на Дальний Восток мы не пойдем, наша точка роста — Баренцево море».

Власти подготовят реформу рынка лосося. Что это значит
Бизнес
Фото:Андрей Зима / РИА Новости

В феврале 2023 года «Инарктика» вышла в новый для себя сегмент рынка: группа приобрела Архангельский водорослевый комбинат — единственное в России предприятие по добыче и глубокой переработке бурых водорослей Белого моря (ламинария, фукус, анфельция). «Архангельский водорослевый комбинат — это небольшой бизнес, но, нам кажется, с большим потенциалом при небольших инвестиционных потребностях. Водоросли — очень интересная и непонятная тема, пока мало научных разработок. У водорослевого комбината есть несколько направлений деятельности — это БАДы, субстанции для фармы, косметика, напитки и еда. Плюс мы видим потенциал синергии завода с «Инарктикой» — есть много исследований по использованию водорослей в кормах», — рассказывает Соснов.

О крабовых аукционах

В Баренцевом море, где расположены рыбоводные участки «Инарктики», распространен один из наиболее ценных промысловых объектов — камчатский краб. Его вселение в Баренцево море было одним из проектов советской рыбохозяйственной отрасли 1930–1960-х годов по интродукции ценных промысловых видов во внутренние водоемы и моря СССР.

В 2023–2024 годах на Дальнем Востоке и в Северном рыбохозяйственном бассейне проходит второй этап аукционов по распределению половины долей квот на добычу крабов (первый этап аукционов прошел в 2019–2021 годах). Аукционы на Дальнем Востоке Росрыболовство провело в октябре этого года. Крабовые аукционы в Баренцевом море пока на очереди — они запланированы на 2024 год.

Прошедшие в этом году торги по крабовым квотам на Дальнем Востоке, по данным Российского аукционного дома, принесли в бюджет 214,27 млрд руб. — в полтора раза больше, чем принес прошлый этап аукционов. Квоты многие участники аукционов приобретали на заемные средства — компании по добыче крабов обеспечили треть роста объемов корпоративного кредитования (в октябре объемы выросли на 1,6 трлн руб.), сообщали в ЦБ.

Государство заработало на втором этапе крабовых аукционов ₽214 млрд
Бизнес
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

«Крабовые аукционы, на наш взгляд, очень показательная история, — рассуждает Соснов. — Она показывает склонность инвесторов вкладывать деньги в сегмент морепродуктов. Я задавался вопросом, за сколько чистых прибылей были куплены эти крабовые квоты — насколько я понимаю, приблизительно за 9–10. И мне кажется, это большое событие, когда такая огромная сумма была отнесена по таким высоким мультипликаторам. Это свидетельствует, что инвесторы верят в рынок морепродуктов. Значит, они, как и мы, думают, что это растущий бизнес с большими перспективами, потому что по таким мультипликаторам у нас продается IT».

Технологий аквакультурного выращивания краба пока нет, но «Инарктика» следит за этим направлением, рассказывает Соснов: «Думаю, с точки зрения аквакультуры краба у нас самые передовые знания во всем мире — во ВНИРО есть целая лаборатория, которая этим занимается. У нас есть хорошие технологии передержки и доставки живого краба — это в разы увеличивает ценник, например где-нибудь в ОАЭ. Мы следим за этим в рамках нашего R&D, но чтобы в моменте была какая-то коммерчески освоенная технология выращивания — пока этого нет».

Планов по выходу в сегмент добычи краба у «Инарктики», по словам Соснова, пока нет, но он не исключает, что в будущем они могут появиться: «В моменте такого нет. Пойдем или не пойдем — это будет зависеть от условий и будет решать совет директоров. Ключевая задача у нас — это лосось. Мы любим этот рынок, понимаем, как его развивать, и верим, что он будет расти».

Илья Соснов
Илья Соснов

Семь фактов про Илью Соснова

Родился в 1978 году в Москве.

В 1999 году окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет по специальности «экономика».

В 1999–2009 годах работал в аудиторской компании PwC, затем занимал руководящие должности в нефтяных компаниях ЮКОС ЭП и «Салаватнефтеоргсинтез».

В 2009 году был назначен заместителем гендиректора по экономике и финансам в компании «СИБУР — Русские шины».

В 2011 году перешел в рыбную отрасль — на должность финансового директора в компанию «Русское море — Добыча» (с 2014 года — Русская рыбопромышленная компания).

В 2012–2013 годах был финансовым директором в ГК «Русское море».

С июля 2015 года по настоящее время — гендиректор «Инарктики» (до августа 2022 года — ПАО «Русская аквакультура»).

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
Путин сравнил стратегическое поражение России с уничтожением страныПолитика, 19:58
Лучшая российская пловчиха получила нейтральный статус для участия в ЧМСпорт, 19:57
Терпение и умение слушать: что нужно знать о китайской деловой культуреТренды, 19:52
Почему импортозамещение сегодня кормит всю IТ-отрасльОтрасли, 19:52
«Страна» узнала о создании на Украине альянсов из-за риска смены властиПолитика, 19:41
Корпоративные биткоины. Топ-5 крупнейших компаний-владельцев криптовалютыКрипто, 19:40
Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в СирииПолитика, 19:38
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Якутии упал астероидОбщество, 19:37
В Бургундии утвердили новые премье крюВино, 19:33
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 19:27
Участник «Времени героев» получил должность в правительстве ПетербургаПолитика, 19:27
«Авангард» подпишет контракт с не заигравшим в НХЛ российским защитникомСпорт, 19:12
Мантуров заявил, что название «Орешнику» придумали «специальные люди»Политика, 19:11
Парламент Южной Кореи вопреки воле президента отменил военное положениеПолитика, 19:09