Правительство определит условия заморозки проектов из плана на ₽6 трлн
Правительственная комиссия по транспорту, которую возглавляет вице-премьер Максим Акимов, на заседании во вторник, 29 января, рассмотрит, при каких условиях могут вноситься изменения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры стоимостью более 6 трлн руб. Речь идет о добавлении в план новых проектов и приостановке ранее утвержденных. Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с повесткой заседания.
По словам двух собеседников РБК, методика мониторинга и внесения изменений в комплексный план подготовлена аналитическим центром при правительстве. РБК ознакомился с его предложениями.
Приостановить реализацию проекта можно будет в случае существенных отклонений от его стоимости, сроков реализации и технических характеристик. Заморозка может наступить на основании предложений руководителя федерального проекта (это несколько десятков проектов, включенных в план) или центра мониторинга с учетом результатов мониторинга и выявленных рисков. Они могут быть связаны с нарушением синхронизации или невозможностью произвести какие-либо мероприятия или действия, необходимые для реализации проекта. Еще один случай, когда рабочая группа может приостановить проект, — если исполнитель не присоединяется к информационной системе обмена данными между участниками комплексного плана, не предоставляет информации о своем проекте, не допускает представителей центра мониторинга и Минтранса на объект для выборочной проверки строительно-монтажных работ.
Летом 2018 года глава Минэкономразвития Максим Орешкин направил премьеру Дмитрию Медведеву проект комплексного плана, включавшего объекты на общую стоимость 6,8 трлн руб. и предполагал строительство почти 700 объектов за шесть лет. 30 сентября правительство утвердило итоговую версию комплексного плана, транспортная часть которого оценивается в 6,3 трлн руб. Среди проектов, включенных в план, — скоростная автотрасса Москва — Нижний Новгород — Казань, платная автомагистраль «Меридиан», увеличение мощностей морских портов, развитие региональных аэропортов.
Методика необходима как система координат, рассказал источник РБК, близкий к правительству: «Проекты паспортов девяти транспортных федеральных проектов, разработанных для реализации плана, находятся в высокой степени готовности. Но в части конкретных мероприятий проекты могут изменяться. Неизменными остаются только задачи и целевые показатели плана».
Управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова отмечает, что это не первый опыт разработки рекомендаций по мониторингу и условиям заморозки проектов. По ее словам, правительство или ведомства часто пользуется таким инструментом — более гибким, в случае если вводные по тем или иным задачам могут быть изменены. «У Минтранса сейчас есть временная методика ранжирования проектов, включаемых в комплексный план, но она предполагает лишь общие положения для оценки проектов. Разработанные рекомендации, скорее всего, нужны для того, чтобы внести изменения в комплексный план под конкретные задачи или иметь основания в процессе осуществления мероприятий плана вносить коррективы (изменять существенные условия, замораживать проекты)», — добавляет Годунова.
Как разморозить проект
Разморозить проект можно будет на основании предложений руководителя федерального проекта, подготовленных по результатам корректировки документов и повторного заключения госэкспертизы.
Если же проект был приостановлен из-за выявленных рисков, то для перезапуска придется предоставить анализ их динамики, причин и последствий снятия приостановки.
В случае если причиной было то, что исполнитель не предоставлял информацию о проекте и не разрешал его проверять, решение будет приниматься по предложению центра мониторинга.