Производитель Viola подал в суд на ФАС из-за йогуртов конкурента
Производитель молочной продукции Viola обратился в арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением против местного управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Соответствующая информация содержится в картотеке арбитражных дел.
Из картотеки следует, что Viola хочет признать недействительным решение Амурского управления ФАС, детали которого не уточняются. В качестве третьего лица указан «Хладокомбинат Партнер», выпускающий, согласно информации на его сайте, молочную продукцию под брендом «Фермерское подворье».
В прошлом году Viola обращалась в региональное управление ФАС с жалобой на «Хладокомбинат Партнер» из-за того, что производитель начал выпускать йогурты в упаковке, дизайн которой, по мнению Viola, копировал ее собственные продукты, писало отраслевое издание Milknews. В октябре 2023 года антимонопольная служба попросила подписчиков своего телеграм-канала (сейчас это 119 человек) «выразить мнение относительно схожести упаковок товаров двух производителей» и ответить на вопрос, можно ли вместо йогурта Viola по ошибке приобрести продукцию «Фермерского подворья», запустив соответствующее голосование. В итоге большая часть принявших в нем участие решила, что «йогурты имеют стандартное решение по упаковке товара», то есть схожести нет.
В пресс-службе компании Viola подтвердили РБК, что поводом для обращения в суд стал отказ УФАС в возбуждении дела против «Хладокомбинат Партнер». В компании уверены, что у линеек густых йогуртов ООО «Виола» и ООО «Хладокомбинат Партнер» имеет место «идентичность внешних характеристик упаковок». В частности, речь идет «о композиционном построении элементов, цветовом решении ключевых элементов упаковки, а также оригинальных изобразительных элементах, имитирующих ряд товарных знаков», добавили в пресс-службе компании.
При этом йогурты Viola в обсуждаемом дизайне появились в продаже в 2019 году, тогда как упаковка продукции «Фермерское подворье» «обновилась совсем недавно», настаивает представитель компании. Однако антимонопольный орган не усмотрел оснований для возбуждения дела о недобросовестной конкуренции, в связи с чем Viola «намерена продолжить защищать свои интересы», заключили в компании.
РБК направил запросы в ФАС и управление службы по Амурской области, а также в компанию «Хладокомбинат Партнер».
Чем известна Viola
Компания Viola (ранее ООО «Валио») известна как производитель плавленого сыра под одноименным брендом. По данным исследовательской компании Ntech, специализирующейся на аналитике рынка товаров повседневного спроса (имеет данные о продажах более чем 400 тыс. товарных позиций в крупнейших торговых сетях), по объему продаж этого вида продукции Viola занимает третье место после «Хохланд рус» и «Карат» с долей рынка 8,1% в натуральном выражении и 10,2% в денежном. В категории йогуртов доля Viola, по подсчетам Ntech, значительно скромнее — 1,1% и 1,5% соответственно. Крупнейшие игроки в этой категории — Danone и «Вимм-Билль-Данн» с брендами «Актибио» и «Чудо».
До 2022 года компания была частью финского концерна Valio. Российское подразделение концерн открыл в Петербурге еще в 1994 году. У компании был в России один собственный завод в Ершово, выпускавший плавленые и полутвердые сыры, также она сотрудничала с другими предприятиями в Ленинградской области, Москве и Рязани.
После начала специальной военной операции на Украине Valio в марте 2022 года анонсировала прекращение деятельности в России, заявив, что для ее продолжения «нет этических предпосылок». Российское подразделение финского концерна — ООО «Валио» — при этом продолжило вести операционную деятельность. В апреле 2022-го Valio объявила о продаже российской «дочки» группе компаний «Велком», основанной Раисой и Олегом Демиными и выпускающей колбасы, сосиски и сардельки. В рамках сделки «Велкому» перешли завод по выпуску плавленых и полутвердых сыров в Ершово Московской области и права на бренд Viola. Сумма сделки не раскрывалась. В 2020 году продажи российского подразделения Valio составили €85 млн, или примерно 5% от глобальных продаж концерна.
В октябре 2022 года бывшая российская «дочка» финского концерна сменила название с ООО «Валио» на ООО «Виола». Согласно условиям сделки, компания имела право продавать продукты под брендом Valio, пока не закончится упаковка и не истечет срок годности продукции. Линейка сыров, известная россиянам как Oltermanni, перешла под бренд Laplandia. Также Valio разработала новый бренд сыров и сливочного масла Creamburg специально для стран СНГ.
Какие еще молочные продукты поменяли название в России
В сентябре 2023 года название юрлица сменила и российская «дочка» французского производителя молочных продуктов Danone — вместо АО «Данон Россия» она стала «Эйч энд Эн» (Health and Nutrition). Это произошло после того, как в середине июля президент Владимир Путин подписал указ о передаче долей иностранных компаний в «дочке» Danone во временное управление Росимущества. С тех пор компании «Данон Россия» и «Данон Трейд» возглавляет 32-летний Якуб Закриев, зампред правительства Чечни и племянник главы республики Рамзана Кадырова. Летом бренд Danone «Активиа» получил новое название в России — продукция стала выпускаться под названием «АктиБио», а осенью компания сообщила, что кисломолочный продукт Actimel будет переименован в Actimuno.
Как оценивают перспективы иска юристы
Решение Амурского УФАС об отказе в возбуждении дела на основании отсутствия сходства «выглядит странно», так как это обычно определяется уже на стадии рассмотрения дела, отмечает старший юрист практики интеллектуальной собственности «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Юрий Яхин. Проведение опросов на сайтах и в телеграм-каналах антимонопольных органов он считает спорным как с юридической точки зрения (поскольку нет возможности подтвердить, не было ли накруток), так и с социологической, так как аудитория подобных ресурсов обычно нерепрезентативна. При вступлении в канал нет никаких проверок, а количество подписчиков телеграм-канала Амурского УФАС не может сформировать полноценную выборку: социологи говорят о 400–500 правильно отобранных респондентах как минимальной планке, указывает юрист.
Споры по поводу упаковки пищевой продукции в деятельности ФАС попадаются сплошь и рядом, это «один из самых распространенных случаев», продолжает Яхин. Сама Valio, ранее производившая продукты Viola, уже участвовала в них, вспоминает собеседник РБК. Одна из претензий относилась к упаковке масла «Баба Валя». Спор тогда решился в пользу Valio.
Исход подобных споров зачастую зависит от наличия у сторон спора товарных знаков, фактического сходства упаковок, а также оригинальности дизайна. Если подобную упаковку используют все производители из-за очевидных ассоциаций — например, желтый цвет для продукта с лимонным вкусом, а товарного знака на такую упаковку у заявителя нет, то рассчитывать на позитивный результат не приходится, резюмирует Яхин.