Налоговикам предложили дать право блокировать активы бизнеса при проверке
Налоговые органы могут получить право оперативно, до завершения проверки, налагать обеспечительные меры на имущество должников, сообщила газета «Ведомости».
Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) дорабатывают способы борьбы с уклонением от уплаты налогов, рассказали источники издания. По словам одного из собеседников, инициатива направлена против «уклонистов», которые после начала налоговой проверки успевают распродать все имущество, вывести капитал и обанкротиться. Признаки возможного ухода от налогов установят «по определенному риск-ориентированному подходу», сказал источник.
В Минфине изданию подтвердили, что прорабатывают вопрос о наделении налоговиков правом «фиксировать» имущество проверяемого, чтобы тот не мог использовать лазейки для уклонения от уплаты налогов. По словам представителя ФНС, налогоплательщики, по которым проводились проверки, скрыли ликвидные активы не менее чем на 170 млрд руб. за два года.
Сейчас налоговые органы могут устанавливать обеспечительные меры только в результате проверки — после решения о привлечении к ответственности — или если налогоплательщик не сдает отчетность. Решение принимает руководство налоговой инспекции, если достаточно оснований полагать, что иначе будет сложно или невозможно взыскать задолженность.
Обеспечительные меры делятся на два вида. Это запрет на передачу, в том числе в залог, имущества без согласия налоговиков и приостановка операций по счетам.
Опрошенные изданием представители бизнеса сочли инициативу излишней. По мнению президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, налоговики могут получить инструмент давления на предпринимателей. «Бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными», — отметил он.
Президент «Опоры России» Александр Калинин также считает, что у налоговиков хватает полномочий для взыскания задолженности. «Предварительные обеспечительные меры во время, а не по итогам налоговой проверки фактически означают поражение налогоплательщика в правах. Для расследования мошенничества есть уголовный процесс», — заявил он.
На первый взгляд, инициатива — «явный перебор», считает руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его мнению, отдельные случаи, когда бизнес выводил активы до окончания налоговой проверки, не могут стать основанием для массового ужесточения правил игры. «Можно было бы сразу потребовать, чтобы налогоплательщики получали в госорганах разрешение на выбытие любого имущества по любым основаниям. Скольких злоупотреблений тогда можно будет избежать», — отметил Никитин.