Сечин не покупает, а Федун не продает акции ЛУКОЙЛа
Не продаю, не покупаю
«У компании «Роснефть» нет акций ЛУКОЙЛа. Ни мы, ни наши дочерние предприятия их не приобретали и не собираемся этого делать. Нам есть над чем работать», – прокомментировал в среду глава «Роснефти» Игорь Сечин (цитата по ТАСС) информацию Forbes. В среду сайт российской версии журнала со ссылкой на свои источники сообщил, что вице-президент и совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун планирует продать свой пакет акций в компании «Роснефти».
Первым эту информацю опроверг сам Федун «Все вранье. Я никогда не собирался продавать акции ЛУКОЙЛа и сейчас ничего не продаю», – заявил он РБК. По его мнению, появление таких новостей - чья-то попытка манипулировать акциями компании.
Но рынок отреагировал на эти новости достаточно спокойно. Акции ЛУКОЙЛа на открытии торгов на Московской бирже упали на доли процента, а по итогам дня капитализация компании даже выросла на 1,42%, до 1,73 трлн руб. На Лондонской фондовой бирже котировки компании в среду снизились на 0,4%. Объем торгов на Московской бирже вчера составил 3,36 млрд руб., что немногим превышает показатели нескольких предыдущих дней. В Лондоне они были гораздо ниже – в общей сложности на $3,87 млн.
Легко ли купить ЛУКОЙЛ?
У ЛУКОЙЛа уникальная для российской нефтяной отрасли структура акционеров: крупнейший совладельец компании – ее президент Вагит Алекперов, которому принадлежит 22,54% (напрямую и через подконтрольные компании). Вторым по величине акционером является сама компания: на балансе ее «дочек» числится 11,25% акций (у LUKOIL Employee Limited – 10,79%, у LUKOIL Investments Cyprus – 0,46%). Федуну принадлежит 9,77%, еще около 2% распределено между менеджерами и членами совета директоров. Еще около 8% акций компании принадлежит близкому к ЛУКОЙЛу ИФД «КапиталЪ». Кроме того, в составе акционеров компании более сотни зарубежных банков и фондов, крупнейшему из них – Royal Bank of Canada – принадлежит 5,33%. У Lihou Group Ltd. 2,65%, у Aberdeen 2,16%, JP Morgan Chase 1,47%, у остальных – менее 1%.
Собрать на бирже весомый пакет акций ЛУКОЙЛа достаточно проблематично: месячные объемы торгов на Московской бирже последний год не превышали 50 млрд рублей, кроме всплеска в апреле, когда было продано бумаг компании на 97,9 млрд рублей. Для сравнения, в рекордном 2008 году в отдельные месяцы объем торгов бумагами ЛУКОЙЛа превышал 250 млрд рублей.
Источник, близкий к ЛУКОЙЛу, говорит, что в случае продажи пакета Федуна «Роснефти», он бы пустил в компанию «троянского коня», но топ-менеджер явно не стал бы это делать. «Теоретически у Федуна есть возможность продать свой пакет без согласия партнеров – акционерного соглашения просто нет. Но я думаю, что у акционеров ЛУКОЙЛа есть понятийные договоренности такой силы, что пакет менеджмента, если и будет продаваться, то только целиком, считает управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева. Впрочем, и любому покупателю гораздо выгоднее купить сразу контроль.Нет дыма без огня, и интерес к покупке ЛУКОЙЛа наверняка существует. Однако контрольный пакет компании стоит $20 млрд, собрать такую сумму на фоне нынешнего дефицита ликвидности в стране крайне непросто. К тому же переход ЛУКОЙЛа, к примеру, в собственность «Роснефти» может привести к усилению санкций в отношении компании.
В июне 2014 года «Ведомости» сообщили, что Леонид Федун и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов не заключали акционерного соглашения. «Я никогда не был сторонником соглашений, которые ограничивают моих друзей или партнеров. Это их заработанные деньги», – заявил тогда Алекперов. Он признал, что Федун при желании может продать свои акции кому угодно. Однако при этом Алекперов выразил уверенность: «если кто-то из моих соратников примет решение о продаже, он все равно мне об этом заранее сообщит».
«Мы с Алекперовым работаем вместе 25 лет, он мой старший партнер и ни одного действия я не предприму без его одобрения. Никакой сделки сейчас я с ним не обсуждал, потому что ее нет», – сказал в среду РБК Федун.
За все время работы Алекперова с Федуном в ЛУКОЙЛе не было ни одного публичного акционерного конфликта, хотя по некоторым вопросам их позиции расходились. Например, Алекперов всегда ратовал за доступ частных компаний к разработке арктического шельфа, Федун же выступил против участия ЛУКОЙЛа в разработке Арктики, называя это слишком затратным делом.