Компания Бекмамбетова начала «клонировать» голоса знаменитостей
Screenlife Technologies, компания продюсера Тимура Бекмамбетова, и «Стафори» (разработчик HR-сервиса на основе искусственного интеллекта «Робот Вера», в которую инвестирует ФРИИ), создают совместное предприятие для развития проекта Vera Voice. Об этом говорится в поступившем в РБК сообщении компаний.
Проект Vera Voice позволит воспроизводить голоса знаменитостей на русском языке. Он основан на технологии нейросети, которая обучается копировать речь на примере оригинала. Стоимость разработки основатели не назвали.
В России уже реализовывались подобные проекты. В частности, инвестором в подобные технологии является Сбербанк: учрежденная банком в 2013 году компания АБК в январе представила короткий ролик с синтезированным голосом актера Иннокентия Смоктуновского. На нем голос актера произносит: «Прослушав всего около 18 часов записи великого артиста, нейронная сеть теперь способна говорить его голосом».
После этого Сбербанк представил технологию на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Зампред правления банка Станислав Кузнецов отметил, что подобные проекты могут использоваться и с незаконными целями. В качестве примера он включил запись, на которой некий вымышленный губернатор голосом Смоктуновского просит 5 млрд руб. на постройку моста.
Открытый алгоритм для синтеза человеческой речи с помощью нейросети под названием WaveNet еще в 2016 году представила принадлежащая Google компания DeepMind. На Западе подобные технологии «клонирования» голоса уже активно применяются: в июле 2019 года инженеры Facebook представили синтезатор речи, который, в частности, сгенерировал голос основателя Microsoft Билла Гейтса. В сентябре Amazon объявил, что голосовая колонка компании — Alexa — сможет разговаривать голосами знаменитостей. Первым стал актер Самуэль Ли Джексон. По оценке консалтинговой компании Markets&Markets, к 2023 году рынок клонирования голоса достигнет $1,73 млрд.
«Как и многие стартапы на русском языке — это клон уже существующей идеи. Есть разделы проблем машинного обучения, связанные с языком, для которых можно делать продукт на локальном рынке по образу и подобию англоязычных. Главное собрать достаточно большую выборку данных на нужном языке. В РФ этим занимаются такие гиганты как Яндекс и Сбербанк. Но для узких задач есть место и мелким игрокам», — заявил РБК российский специалист по data science Павел Плесков.
Индустрия развлечений может быть главным применением для такой технологии, добавил он. «Мошенничество — это самая главная угроза. «Синтезировать голос можно уже по семплу длиной в три секунды. А при текущей популярности робоколов (robocall — автоматический звонок. — РБК) «поделиться» со злоумышленниками таким семплом можно, просто сказав: «Алло! По какому вопросу звоните? С кем я разговариваю?» Дальше мошенники смогут, например, пройти авторизацию в банке по голосу», — пояснил он.
Генерацию голоса из текста старой задачей назвал и специалист компании ESR Labs AG из Германии Дмитрий Шефтелович. «Что касается «клонирования» голоса, то, как и во всех задачах машинного обучения, количество данных играет определяющую роль: для профессионального генерирования речи не так давно требовалось несколько часов записей определенной формы. На данный момент существуют реализации, которым хватает только нескольких секунд необязательно профессионально записанной речи, чтобы «научиться» голосу», — считает специалист.
«Синтез голосов знаменитостей — часть всеобщего интереса к «эмоциональному искусственному интеллекту», когда компании-разработчики пытаются добиться от роботов более естественного звучания, чтобы они не вызывали отторжения у клиентов и пользователей», — заявил РБК гендиректор группы компаний «Центр речевых технологий» Дмитрий Дырмовский. Он отметил, что у данной технологии может быть достаточно широкое применение — от озвучивания книг до маркетинговых компаний с голосами знаменитостей. В то же время синтез голоса может использоваться в ложной рекламе или для фальсификации новостей, отметил Дырмовский.