«Северсталь» назвала лукавыми упреки в повышении цен на автомобили
Заявления автопроизводителей о том, что подорожание автомобилей вызвано повышением цен на сталь выглядят необоснованно, если не сказать «лукаво». Об этом заявил РБК представитель горнодобывающей и металлургической компании «Северсталь».
Основные доводы металлургов следующие:
- доля стали в себестоимости автомобиля в среднем составляет 5%, и влияние роста цен на сталь несоизмеримо с подорожанием продукции автопрома в последний год;
- ценовые колебания на рынке стали автопроизводители практически не ощущают: они сотрудничают с поставщиками стали на основе долгосрочных контрактов, предусматривающих формульные цены со сглаживающими коэффициентами либо фиксированные цены на весь срок действия контракта;
- даже спотовые цены на сталь с июля начали снижение, они «корректировались в течение всего периода август—ноябрь».
«Складывается впечатление, что коллеги пытаются переложить проблемы собственной отрасли — дефицит микрочипов, значительный рост цен на другие, зачастую более значительные в структуре себестоимости, комплектующие и материалы и т.д. — на металлургов, а также усилить свою переговорную позицию в преддверии сезона», — отметил представитель «Северстали».
По итогам первого полугодия 2021 года три российские металлургические компании — ММК Виктора Рашникова, группа НЛМК Владимира Лисина и «Северсталь» Алексея Мордашова — отчитались об увеличении доналоговой прибыли почти в три раза благодаря росту цен на стальную продукцию. Их рентабельность достигла рекордных 40–55%.
Ранее вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АвтоВАЗа Сергей Громак предупредил, что цены на автомобили вырастут, когда экспортные пошлины на сталь перестанут действовать. Он сообщил, что в этом году цены на сталь выросли примерно на 50%. В следующем после введения пошлин месяце цены стали стабилизироваться и снижаться. Но в преддверии завершения их действия цены вновь начали расти: в ноябре они повысились на 4–11% по сравнению с октябрем, уточнил Громак.
«Как только пошлины свое действие закончат <...>, снова начнется существенный, взрывной рост на данный вид сырья. И, как следствие, рост цен <...>, в том числе на автомобили», — заявил Громак. Он попросил правительство продлить действие пошлин на экспорт металлопродукции на 2022 год.
Пошлины на экспорт черных и цветных металлов правительство утвердило в июне. Они действуют только в отношении экспорта за пределы ЕАЭС с 1 августа по 31 декабря. Пошлины состоят из базовой ставки (15%) и специфического компонента. Его величина рассчитывается в зависимости от вида металла (для цветных металлов) или степени переработки продукции (для черных металлов) с учетом динамики мировых цен по итогам пяти месяцев 2021 года.
В последние месяцы АвтоВАЗ несколько раз приостанавливал производство из-за нехватки комплектующих. Речь шла об электронных компонентах Bosch и отсутствием поставок от нижегородского «Автокомпонента».