«Газпром» подключился к проекту строительства Северного широтного хода
30 марта представители РЖД и «Газпрома» заключили соглашение о совместной реализации инвестпроекта по строительству Северного широтного хода, который пройдет по маршруту Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево, и железнодорожных подходов к нему, следует из сообщения РЖД. Представитель «Газпрома» подтвердил РБК факт заключения соглашения.
«Газпром» построит и введет в эксплуатацию железную дорогу Надым — Пангоды протяженностью 112 км. Впоследствии этот участок будет передан в аренду специальной проектной компании РЖД. Планируемый объем инвестиций в проект в компании не раскрывают.
Проект общей стоимостью 235,9 млрд руб. будет реализован через концессию, где концедентом выступает правительство, а концессионером — специальная проектная компания (СПК), «дочка» РЖД.
Как сообщил ТАСС со ссылкой на слова замминистра экономического развития Александра Цыбульского, Внешэкономбанк (ВЭБ) также может принять участие в финансировании строительства. «Что касается Северного широтного хода, то обсуждается схема финансирования, которая, возможно, будет реализована через привлечение финансирования ВЭБа», — сказал Цыбульский. В пресс-службе банка пока не ответили на запрос РБК.
По словам партнера практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александра Ракши, старая инфраструктура в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), по которому пройдет участок железной дороги, пришла в негодность из-за сурового климата. Северный широтный ход — это часть глобальной концепции развития Северного морского пути, который связан с теоретической возможностью перенаправления грузов через северные порты», — добавляет он. «Газпром» — крупнейший грузоотправитель в ЯНАО, поэтому его участие в проекте закономерно, подчеркнул эксперт. Аналитик «Атона» Александр Корнилов отмечает, что это ключевой регион для «Газпрома», где у него сосредоточены крупные месторождения. К тому же у «Газпрома» уже есть опыт строительства дорог на Крайнем Севере, например железной дороги Обская — Бованенково, говорит Корнилов.
Железнодорожную магистраль Северный широтный ход протяженностью 707 км планируется построить с 2018 по 2022 год. Она должна обеспечить вывоз с месторождений на севере Западной Сибири и существенно сократить маршруты до портов Севморпути. Прогнозируемый объем перевозок — 23,9 млн т в год (в основном газовый конденсат и нефтеналивные грузы).
В проект будут включены инфраструктурные элементы: железнодорожная часть моста через реку Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард — Надым (353 км), а также железнодорожная часть моста через реку Надым и подходы к ней. Администрация ЯНАО инвестирует в строительство автомобильной части моста через Обь и отдаст в федеральную собственность необходимые для строительства земельные участки. Правительство ЯНАО согласовало проект строительства Северного широтного хода с РЖД в октябре 2016 года.