Ямал на проводе: о чем говорили Путин и Михельсон в Арктике
В порт Сабетта на Ямале прибыл танкер-газовоз самого высокого ледового класса Arc7 — Christophe de Margerie, это первое из пятнадцати судов для проекта «Ямал СПГ», который строит НОВАТЭК с иностранными партнерами: CNPC, Total и китайским Фондом Шелкового пути. Владимир Путин не приехал на торжественную церемонию, но поздравил совладельца НОВАТЭКа Леонида Михельсона и гостей по видеосвязи. Президент признался, что приятно удивлен темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня даже, честно говоря, несколько удивительно, то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — заявил российский лидер. Государство будет всячески способствовать развитию проекта, обещал президент.
Танкер-газовоз Christophe de Margerie построен на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (Южная Корея) и спущен на воду в октябре 2016 года. Он стал родоначальником нового типа судов Yamalmax. Длина судна составляет 299 м, ширина 50 м, танкер самостоятельно способен преодолевать льды толщиной до 2 м. «Совкомфлот» курировал строительство этого танкера на верфи в Южной Корее и является его владельцем. Это самое большое ледокольное судно в мире, сказал гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк на брифинге в Сабетте. Он назвал танкер «уникальным» и «самым зеленым» в мире: в качестве топлива будет использоваться газ. Стоимость танкера — «коммерческая тайна», сказал Франк. Christophe de Margerie назван в честь погибшего во Внуково главы Total, по словам Путина, «нашего большого друга». «Это очень символично, это будет закреплять наши отношения даже на таком духовном уровне», — сказал президент.
Два завода НОВАТЭКа
НОВАТЭК рассчитывает запустить первый частный завод по производству сжиженного природного газа в России «Ямал СПГ» до конца 2017 года, к 2019 году он должен выйти на максимальную мощность в 16,5 млн т в год. Весь проект оценивается в $27 млрд, 50,1% акций у НОВАТЭКа, по 20% — у Total и CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути. «Мы гордимся тем, что мы в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект и в этих рамках мы и идем», — сказал Михельсон, выступая на брифинге в Сабетте. Раз танкер носит имя экс-главы Total Кристофа де Маржери, первая партия СПГ должна быть продана Total, пошутил гендиректор Total Патрик Пуянне, который также прилетел в Сабетту.«Сегодня совет директоров, обсудим», сказал на это Михельсон.
Путин поблагодарил иностранных партнеров НОВАТЭКа за то, что они верят в проект и поддерживают его технологически и финансово. «Это очень важно, имея в виду, что на мировых энергетических рынках сейчас не самая лучшая погода, но мы исходим из того, что потребности в энергоресурсах будут возрастать, и мы работаем на перспективу», — сказал президент.
В ближайшие недели НОВАТЭК подпишет контракт на подготовку FEED (общие проектные изыскания) проекта «Арктик СПГ-2», рассказал журналистам Леонид Михельсон. Этот завод планируется построить на базе Утреннего месторождения и запустить в 2022–2023 годах. Мощность может быть больше 16,5 млн т, а НОВАТЭК рассчитывает снизить стоимость строительства, в том числе за счет российского оборудования. По словам Михельсона, окончательное инвестиционное решение планируется принять примерно через полтора года вместе с партнерами.
Ресурсная база Ямала и Гыданского полуострова позволит в 2030 году производить 78 млн т СПГ, а в целом в России производство может вырасти больше чем в 10 раз, до 119 млн т в год, оценивал НОВАТЭК в своей презентации. Возить СПГ можно в том числе по Северному морскому пути: расстояние от Сабетты до ближайших японских портов составляет 9,2 тыс. км, его можно преодолеть за 16 дней, то есть в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. 30 марта Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос о создании отдельной структуры по развитию Северного морского пути. «Особое внимание уделяем и Северному морскому пути (...). Изменение ледовой обстановки, появление новых современных судов делает его практически круглогодичной артерией (...), причем эффективной и надежной, имеющей огромный потенциал для российской и для глобальной экономики», — сказал президент, выступая на пленарном заседании Международного арктического форума в Архангельске.
Арктика для иностранцев
«Мы открыты для широкого партнерства с другими государствами для реализации крупномасштабных взаимовыгодных проектов — от освоения природных ресурсов и развития глобальных транспортных коридоров до науки и экологии», — заявил Путин на совещании по вопросам развития Арктики. Прогнозные ресурсы углеводородов в российских морях оцениваются более чем в 100 млрд т в нефтяном эквиваленте, а только в недрах Баренцева моря содержатся 2,8 трлн кубометров газа, сообщил президент. В арктической зоне сосредоточены 40% мировых запасов золота, 60% запасов нефти, газа — от 60% до 90% и т.д., перечислил президент. «По общим оценкам, стоимость минерального сырья арктических недр превышает $30 трлн, причем две трети из них — это стоимость энергетических ресурсов», — сказал Путин.
До введения санкций в 2014 году российские компании сотрудничали в Арктике с западными партнерами. В частности, «Роснефть» и ExxonMobil открыли в Карском море крупное месторождение «Победа» с суммарными извлекаемыми запасами нефти 130 млн т и газа 499,2 млрд куб. м. После введения санкций партнеры сменились. Минэнерго России активно приглашало в Арктику китайских инвесторов, в том числе CNOOC. «Газпром нефть» 29 марта договорилась о возможном сотрудничестве по шельфовым проектам с индийской ONGC. В рамках этого соглашения компании могут провести геологоразведку на Долгинском нефтяном месторождении в акватории шельфа Баренцева (Печорского) моря, говорил министр энергетики России Александр Новак.