Создатель ракет увидел путь к импортозамещению для естественных монополий
Условия для выпуска гражданской продукции для предприятий ВПК сейчас хуже, чем в начале 1990-х годов, заявил в интервью газете «Коммерсантъ» гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов.
По словам главы КТРВ, тогда на рынке имелись естественные ниши для продукции предприятий ВПК (отечественные холодильники, телевизоры, автомобили), а сейчас они заняты импортной продукцией. «Сегодня на рынке бытовой техники все занято. Кроме того, наши станки и наши конструкторы заточены на определенную продукцию. Поэтому с бухты-барахты начать переходить на гражданскую продукцию, да простят меня большие руководители, невозможно. Мы по крайней мере должны быть уверены, что если мы вложим средства, освоим новую продукцию, подготовим оснастку, технологии, конструкторов, дизайнеров, то будет гарантирован рынок сбыта», — сказал собеседник издания.
Обносов подчеркнул, что предприятиям ВПК сейчас «никто не говорит», как решить эту задачу. Руководители предприятий, подчеркнул он, заняты сейчас поиском и анализом проектов, которые можно было бы реализовать.
В то же время глава КТРВ предложил свою схему, по которой заводы отрасли могли бы успешно осваивать выпуск гражданской продукции. «Есть естественные монополии — нефтяная, газовая, атомная промышленность, они закупают что-то за рубежом. Дайте нам перечень всей этой номенклатуры, чертежи изделий, дайте нам потолочные цены и уберите посредников, чтобы мы напрямую могли общаться с заказчиком», — предложил он.
По словам Обносова, посредники «съедают половину рентабельности». «Мы что, с РЖД не сможем напрямую общаться, как общаемся с Минобороны? Вот тогда мы посмотрим и скажем, что на наших станках точно сможем сделать, и сделаем», — заверил он.
Ранее РБК ознакомился с проектом плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал для предприятий ОПК, подготовку которого по поручению правительства координировало Минэкономразвития. В нем предлагалось освободить предприятия оборонки от выплаты дивидендов «в части направления чистой прибыли на реализацию инвестиционных проектов».
Собеседники РБК в крупнейших оборонных холдингах рассказали тогда, что высвобожденные средства станут для них в том числе источником инвестиций в производство гражданской продукции. В декабре президент России Владимир Путин поставил задачу довести к 2020 году долю гражданской продукции оборонных предприятий не менее чем до 17% от общего объема производства, к 2025-му — до 30%, к 2030 году — до 50%. В качестве приоритетных рынков для диверсификации предприятий ОПК выбраны авиация, судостроение, медицина, телекоммуникации, космические технологии, робототехника и топливно-энергетический комплекс.
В начале октября гендиректор главного производителя боеприпасов для российских вооруженных сил концерна «Техмаш» (входит в «Ростех») Владимир Лепин рассказал, что холдинг намерен вложить более 2 млрд руб. в собственное производство холодильников. По его словам, к 2025 году планируемая ежегодная выручка от продаж этой продукции должна составить 17,5 млрд руб.
Еще одно приоритетное направление для «Техмаша» — производство и поставка оборудования для ТЭК, в том числе металлургической продукции и бурильных труб. Он уточнил, что объем производства продукции для нефтегазовых компаний предприятиями АО «НПК «Техмаш» достигнет в этом году около 2,6 млрд руб., при том что в 2017-м составил 2,2 млрд руб.