Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Власти одобрят новые тарифы и инвестиции РЖД на ₽3 трлн

Треть денег планируется направить на ремонт железнодорожных путей
Правительство рассмотрит проект решения по инвестпрограмме РЖД и грузовым тарифам в 2022 году. С надбавками на капремонт рост тарифа составит 6,8%. Это даст возможность покрыть дефицит инвестпрограммы, говорят источники РБК
РЖД RU000A0JXN05 ₽996 +0,18% Купить
Фото: Иван Шаповалов / ТАСС
Фото: Иван Шаповалов / ТАСС

Правительство предварительно согласовало проект решения по инвестпрограмме и финансовому плану РЖД, в том числе по уровню индексации тарифов, решение планируется принять в четверг, рассказал источник РБК, знакомый с подготовкой проекта. Источник РБК в аппарате правительства подтвердил согласование позиции и основные цифры документа.

В РЖД отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

Индексацию тарифов на перевозку грузов планируется утвердить на уровне 6,8% в 2022 году, в 2023–2024 году она составит 6,6% и 6,1% «при сохранении текущих инфляционных ожиданий», цитирует источник РБК материалы правительства. Прогноз ЦБ по инфляции на 2021 года находится в диапазоне 7,4–7,9%, на 2022 год — 4–4,5%, в 2023 году ЦБ ждет возвращения к цели по инфляции на уровне 4%.

В тариф заложена дополнительная целевая надбавка на капремонт — в 1 процентный пункт в 2022 году и в 2 процентных пункта в 2023–2024 годах.

Тариф на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования, которые относятся к социально значимым, утвердят на уровне 4,3%, его ранее зафиксировала Федеральная антимонопольная служба.

«Рост грузового тарифа связан с необходимостью покрыть дефицит инвестпрограммы ОАО «РЖД», который возник из-за увеличения инфляции, которая в этом году должна составить 7,4%, и роста цен в промышленности, который даже без учета ТЭКа составил 14,8% при плане 3,3%», — говорит источник РБК в правительстве, называя «особенно чувствительным удорожание стройматериалов под влиянием роста цен на металл с третьего квартала 2020 года на 15–48%». Программа и финплан сбалансированы в том числе за счет тарифных решений, заключил источник.

По его словам, в правительстве посчитали, что в 2022 году индексация тарифов РЖД в условиях текущей конъюнктуры экспортных цен не приведет к «разбалансировке экономики грузоотправителей». «Для 2022 года этот вывод, скорее всего, окажется верным, однако последующие годы могут быть не такими благополучными в случае, если ценовая конъюнктура для экспортных грузов ухудшится. В этом случае отчасти колебания конъюнктуры могут быть смягчены прогнозируемым снижением ставок предоставления подвижного состава», — заметил источник РБК.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин предупреждает, что для грузовладельцев такой рост приведет к росту транспортных издержек. «Но без реализации инвестпрограммы РЖД все сложнее выполнять принципы недискриминационного доступа. В совокупных транспортных расходах доля дополнительной индексации железнодорожных тарифов не оказывает критического влияния», — заметил он.

Мировая конъюнктура может позволить грузоотправителям угля справиться с таким ростом тарифа, говорит Фарид Хусаинов, эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Но отправители других грузов, у которых нет такого благоприятного состояния рынка, могут пострадать, предупреждает он. Для экспортных отраслей с хорошей ценовой конъюнктурой, вероятнее всего, данный рост не будет критичным, тревогу вызывают перевозки на внутренний рынок, а также смежные услуги, согласна Юлия Лощакова, замгендиректора по стратегии и развитию УК «НефтеТрансСервис»,  руководитель рабочей группы при президиуме Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) по вопросам тарифного регулирования и ценообразования.

Что такое инвестпрограмма РЖД

Общий объем действующей инвестпрограммы РЖД на 2021–2023 годы составляет почти 2,3 трлн руб. Из них на 2021 год — 731,6 млрд, в 2022 году — 807,4 млрд, в 2023 году — 760,6 млрд. По состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 год составлял 270 млрд руб., писал «Коммерсантъ». Для закрытия дефицита в 2022 году, кроме тарифных мер, предлагались меры финансового характера. В частности, рассматривалось вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб. с мораторием на выплату дивидендов до 2025 года, для чего банк планировали докапитализировать в будущем на 30 млрд руб.

В конце октября Союз операторов железнодорожного транспорта отмечал, что РЖД планируют закрыть дефицит инвестпрограммы 2022–2024 годов в размере около 1 трлн руб. за счет существенного ускорения индексации грузовых тарифов. Вместо предусмотренного социально-экономическим прогнозом роста на 4–4,5% в год монополия предлагала поднять тарифы в 2022 году на 7,7%, а далее — на 6,6 и 6,1%.

На что РЖД будет тратить деньги

Инвестиции железнодорожной монополии составят более 1 трлн руб. в год: 1,02 трлн руб. — в 2022 году, 1,14 трлн руб. — в 2023-м и 1,1 трлн руб. — в 2024-м. К 2024 году планируется нарастить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла — до 824,5 млн чел., провозную способность на БАМе и Транссибе — до 180 млн т, на подходах к портам юга и северо-запада — до 125,1 и 145,6 млн т соответственно, сообщил источник РБК со ссылкой на материалы правительства.

За пять лет вложения в ремонты превысят 1 трлн руб., говорит источник РБК, называя задачей инвестпрограммы создание условий «для поддержания надежности и безопасности железных дорог для пассажиров и бизнеса». По его словам, устаревшие объекты инфраструктуры были одной из причин чрезвычайных происшествий на железной дороге за последние несколько лет. «Смыв паводком моста через реку Кола в Мурманской области, подмыв моста через реку Ареда в Забайкальском крае, подтопления искусственных сооружений из-за разлива реки Бурея в Амурской области. Все они вызывали серьезные перебои в движении пассажирских и грузовых маршрутов. Эти объекты были построены по проектным нормам 30–40-х годов и, несмотря на их штатное содержание, являются устаревшими», — говорит близкий к правительству источник РБК.

В частности, за три года планируется вложить 723,3 млрд руб. в приведение объектов путевого комплекса к нормативным требованиям, обновление искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. Должны быть отремонтированы 14,8 тыс. км пути, добавляет источник РБК, чтобы остановить рост протяженности дорог с просроченным ремонтом, также будут реконструированы более 900 км контактной сети.

Иванкин напоминает, что для достижения показателей из поручений Владимира Путина РЖД нужно инвестировать более 3 трлн руб. «Это рекордные объемы. Половина из них пойдет на объекты комплексного плана модернизации инфраструктуры. В 2021 году монополия столкнулась с ростом цен на потребляемую продукцию минимум в два раза превышающим параметры прироста. РЖД пришлось искать компромисс в части цены и количества. Эпидемия COVID, ESG-повестка, миграционная политика, природные катаклизмы, параметры денежно-кредитной политики — это пришлось заложить в инвестиционную программу», — заключил он.

Выполнение объемной инвестпрограммы будет связано с серьезными рисками, предупреждает Иванкин. «В первую очередь это ковидные ограничения, сокращение мигрантов, рост цен, дефицит электроэнергии. Во вторую очередь — это природа, в последнее время она активно вносит корректировки в планы. Факторы риска оценены, но как монополия сможет их снивелировать, покажет только время», — отметил он. По мнению Лощаковой, вопрос вызывает не сама инвестпрограмма в целом, а возможность монополии ее освоить.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Таксист в Калуге кинул бутылкой в голову пассажиркеОбщество, 11:06
Многогранный капитал: как выбрать драгоценные камни для инвестицийИнвестиции, 11:00
Песков рассказал о подготовке послания Путина Федеральному собраниюПолитика, 10:51
Меркель заявила, что Киев не должен один принимать решение о переговорахПолитика, 10:51
Сломавший ногу Овечкин посетил матч чемпионата НБАСпорт, 10:47
Что станет с клиентами «Открытия» после слияния с ВТБРБК, ВТБ и Открытие, 10:45
Расселл выиграл третью в сезоне квалификацию в «Формуле-1»Спорт, 10:33
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Медведев заявил, что без поддержки НАТО конфликт на Украине завершитсяПолитика, 10:27
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боевБизнес, 10:20
Биткоин взлетел почти до $100 тыс. Как это произошло и что будет дальшеКрипто, 10:19
Сафонов обошел основного голкипера ПСЖ по сухим матчам в сезонеСпорт, 10:11
В Израиле задержали пять человек за нападение на генерал-майора ЦАХАЛПолитика, 10:03
Винные карты в России классифицировали и предложили описание вин по ГОСТуВино, 10:00
«Это ужасно». Овечкин выбыл на рекордный срок после лучшего стартаСпорт, 10:00