Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
0 

Как слабый рубль скажется на бизнесе и ценах в продуктовых магазинах

Слабый рубль разгоняет инфляцию, но это не помогает ретейлерам: их продажи растут медленнее, чем до кризиса. Зато после такой встряски крупные сети получат больший кусок рынка
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Антирекорды в продажах

Чистая выручка (без НДС) «Магнита» выросла в 2015 году по сравнению с 2014-м на 24,27%, до 947,8 млрд руб., хотя руководство сети прогнозировало 25–26-процентный рост. В 2014-м годовой рост был значительно выше — 31,71%. По данным консенсус-прогноза Bloomberg, в 2016 году продажи сети могут прирасти всего на 20,7%.

Замедлился рост чистой выручки «О'кей» (продажи выросли на 6,9%, до 160,3 млрд руб.; годом ранее было 8,9-процентное увеличение), «Дикси» (на 18,9%, до 272,3 млрд руб.; был 26,9-процентный рост) и «Ленты» (на 30,3%, до 252,76 млрд руб.; было 34,5%). В публичной истории и «О'кей» и «Магнита» это самый низкий рост.

Лучше обстоят дела у X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»; рост на 27,3%, до 804,13 млрд руб.; было 18,6%), но и у нее увеличение продаж, согласно консенсусу Bloomberg, в 2016-м может замедлиться до 20%. Другие продуктовые ретейлеры пока не объявляли показатели за 2015-й.

Продажи не растут докризисными темпами из-за стремления россиян к экономии. Даже «под Новый год люди меньше тратили [чем в 2014-м], такое ощущение, что покупали только самое необходимое», — говорил «Ведомостям» финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан.

Рост продаж сопоставимых магазинов (проработавших не менее года на дату отчетности) у ретейлеров оказался гораздо ниже официальной инфляции. Например, у «Магнита» в «магазинах у дома», то есть в главном дивизионе, — 7,29%, у гипермаркетов «Ленты» — 9,1%. По данным Росстата, потребительские цены в декабре 2015-го в сравнении декабрем 2014-го повысились на 12,9%, то есть максимально за последние семь лет. В среднем за январь—декабрь 2015-го инфляция оказалась почти вдвое выше, чем в 2014-м: 15,5 против 7,8%.

Закупки подорожали

Импортных продуктов, стоимость которых привязана к валюте, в магазинах становится все меньше. По данным аналитической компании «INFOLine-Аналитика», доля прямого импорта в продажах семи крупнейших сетей в России сократилась в 2015 году до 6% с 6,5% годом ранее. ​В среднем по этим сетям прямой импорт сократился на 28,9% в деньгах (до $1,68 млрд) и на 14% — в весе.

В целом сегодня доля импортной продукции в торговой матрице сетей не превышает 10% в малых форматах и 15% в гипермаркетах, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Весь год магазины стремились сократить долю импортных продуктов — найти им отечественные аналоги. Директор по внешним коммуникациям Auchan Мария Курносова рассказывала, что из-за продуктового эмбарго ретейлер существенно изменил ассортимент: например, доля российских томатов на полках гипермаркетов была доведена примерно до 50%.

Доллар не помеха: шесть гаджетов, которые подешевели за месяц
Фотогалерея 
Apple iPhone 5S 16 Гб

Подешевел приблизительно на 30%

Устройства корпорации Apple, несмотря на затяжное обесценивание рубля, с декабря 2015 года дешевеют. Наибольшее снижение цены с 12 декабря по 13 января показывает модель iPhone 5S с  минимальным объемом памяти — 16 Гб, представленная на российском рынке еще в октябре 2013-го. В среднем стоимость устройства в розничных сетях в России за прошедший месяц снизилась примерно на треть.

В интернет-магазинах сетей Media Markt и МТС эта версия смартфона стоит меньше 25 тыс. руб., в «М.Видео», re:Store, «Эльдорадо» — около 26 тыс. руб. (по состоянию на 22 января).

При этом, как показало исследование РБК, еще в конце ноября — начале декабря iPhone 5S с 16Гб в «Связном» и «М.Видео» стоил около 30 тыс. руб., в «Евросети» — примерно 35 тыс. руб., в МТС — около 40 тыс. руб. То есть речь идет о снижении на 20–35%.

На старте продаж два с лишним года назад iPhone 5S с 16 Гб стоил в магазинах около 30 тыс. руб.

Замещение импортных поставок из одних стран другими тоже отразилось на расходах. Руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro C&C Оксана Токарева отмечала, что в зависимости от удаленности страны от России сроки поставок могли повышаться на 7–14 дней. Мандарины из Марокко, по словам Помбухчана из «Магнита», оказывались дороже турецких в среднем на 30%.

Поставщикам некоторых отечественных товаров становится выгоднее экспортировать их, чем продавать на внутреннем рынке, — это взвинчивает цены. Например, средняя розничная цена 1 кг подсолнечного масла, по данным Росстата, увеличилась за 2015 год на 38%, до 107,6 руб. По итогам 2014-го рост составил только 3,5%. Это связано с девальвацией рубля, подтверждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько: «Стоимость подсолнечного масла сильно зависит от мировых цен, потому что треть производимого масла идет на экспорт. Из-за того что масло выгоднее продавать на экспорт, производители семян подсолнечника придерживают его в ожидании роста цен».

Член совета директоров мурманской рыбоперерабатывающей компании «Севрыбсбыт» Роман Кулик также считает, что «в результате обвала рубля рыбаки стараются не связываться с отечественными переработчиками — им выгоднее оплачивать фрахт до Роттердама и сбывать рыбу там». «В результате конечный продукт потребители не берут — дешевле купить курицу или колбасу из субпродуктов», — говорит Кулик. По данным Росстата, за 2015 год стоимость рыбы выросла на 23,1%, годом ранее — на 9,1%.

Кто выиграет

Текущее состояние экономики может подстегнуть консолидацию продовольственной розницы. По прогнозу аналитика Sberbank CIB Артура Галимова, в 2016 году рыночная доля топ-5 ретейлеров — «Магнита», X5, «Дикси», «Ленты» и «О'кей» — вырастет примерно до 24%, тогда как в 2015-м году составляла немногим больше 20%.

Глава «Магнита» Сергей Галицкий на телефонной конференции в конце января сообщил, что «Магнит» рассчитывает на увеличение доли рынка с сохранением прибыльности. В 2015-м, по прогнозу «INFOLine-Аналитики», доля «Магнита» была близка к 7%.

«Потребитель избирателен и ищет лучшую цену, под этим флагом пройдет весь год. Любая рецессия, что мы видим в торговле, — это отличная возможность подчистить рынок от слабых игроков», — говорил Галицкий.

X5 Retail Group в 2015-м ввела рекордное количество новых торговых площадей за всю свою историю — увеличила их более чем вдвое, до 760,931 тыс. кв. м. Ни один из крупных продуктовых ретейлеров пока не заявил о значительном сокращении инвестпрограммы на 2016 год. «Магнит» в текущем году планирует открыть 900–950 магазинов «у дома» (в 2015-м — 1,25 тыс.) и 80 гипермаркетов (87). Свое намерение открыть не менее 40 гипермаркетов в 2016-м подтвердила «Лента», такую же динамику она намерена сохранить и в 2017-м.

У крупных сетей больше возможностей сдерживать рост цен — как иногда говорят, инвестировать в ценовой маркетинг, объясняет Бурмистров. По его мнению, это неизбежно увеличит переток покупателей из несовременных форматов розницы (рынков, одиночных магазинов) в сети.

Цены крупнейших ретейлеров в четвертом квартале 2015-го выросли на 11% против почти 16% общей продовольственной инфляции, говорится в обзоре «Потребительский индекс Иванова», который публикует Sberbank CIB.

Весь год потребители привыкали к новой экономической реальности, «они переключались на более дешевые товары, сокращали позиции в чеке, отказывались от деликатесных продуктов», перечисляет Галимов. В 2015 году зарплаты россиян в среднем выросли всего на 4%.

«Если бы стали покупать меньше, население начало бы худеть», — говорил Галицкий. Объем покупок прежний, просто люди выбирают продукты дешевле, считает он.

«Потребители экономны, следят за скидками и акциями. Сеть отвечает расширением линейки собственных торговых марок, товаров социальной группы, акционной активностью», — подтверждает представитель «Дикси» Екатерина Куманина.

Сложилась «ситуация, в которой все игроки сталкиваются с более слабым спросом, но у крупных и эффективных больше инструментов и рычагов сопротивляться этому», заключает Бурмистров.

При участии Екатерины Бурлаковой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 ноября
EUR ЦБ: 108,87 (+1,45)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Курс доллара на 26 ноября
USD ЦБ: 103,79 (+1,21)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварииОбщество, 00:00
Претендент на Nord Stream 2 назвал его «рычагом в переговорах» с РоссиейБизнес, 00:00
Команда Трампа назвала решение прекратить дело против него победой законаПолитика, 25 ноя, 23:54
С россиян запланировали взыскать без суда более ₽22 млрд налоговых долговЭкономика, 25 ноя, 23:39
Сбербанк приостановил выдачу семейной ипотеки из-за исчерпания лимитаЭкономика, 25 ноя, 23:31
Зеленская призвала Запад «не расслабляться» из-за РоссииПолитика, 25 ноя, 23:30
Медведев заявил о смене канонов современной войныПолитика, 25 ноя, 23:21
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Минэк предложил штрафовать разработчиков антивирусов за утечки данныхТехнологии и медиа, 25 ноя, 23:16
В Европе назвали слабое место в обороне НАТО без СШАПолитика, 25 ноя, 22:58
США дали Украине указания по выбору целей для ударов по РоссииПолитика, 25 ноя, 22:38
Россия передала ОЗХО ноту о примененных Киевом в Курской области снарядахПолитика, 25 ноя, 22:34
Захарова оценила слова главы Военного комитета НАТО об ударах по РоссииПолитика, 25 ноя, 22:32
Порошенко призвал выделять Украине определенную долю ВВП ЗападаПолитика, 25 ноя, 22:31
Гуцериев рассказал, кого возьмет на работу вместо юриста и программистаБизнес, 25 ноя, 22:18