Падение грузовых перевозок превысило прогнозы РЖД
Погрузка на сети РЖД в январе снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило сообщил журналистам, передает корреспондент РБК. Таким образом, этот показатель снизился примерно до 100 млн т (в январе 2019 года было 105,4 млн т).
В декабре отправка грузов на сети «Российских железных дорог» сократилась на 2%, до 106,7 млн т. «Изначально мы прогнозировали снижение [в январе] на 3,3%, рассчитывали, что ситуация начнет улучшаться, но на самом деле этого не произошло», — рассказал топ-менеджер. По его словам, снижение на 5% стало продолжением негативных тенденций 2019 года.
Среди таких тенденций — дальнейшее интенсивное снижение погрузки угля, в частности падение погрузки до портов Северо-Запада (Усть-Луга, порты Санкт-Петербурга, Калининграда и Приморска) на 2,5%. Это связано с политикой стран Европы по снижению угольной генерации, добавил он. Цены на уголь в первой половине прошлого года упали до трехлетнего минимума, угольщикам стало невыгодно возить его в Европу. В апреле 2019 года Минэнерго и угледобывающие компании просили РЖД снизить тарифы на транспортировку угля на западном направлении. Госмонополия ввела скидку в направлении юга летом, в направлении северо-запада — только осенью. В октябре Шило в разговоре с журналистам допустил, что скидки на экспорт угля в направлении портов северо-запада и юга может быть продлена и в 2020 году.
«У южных портов неплохие результаты. Связано с тем, что часть объемов, которые едут в Индию, Бангладеш, [грузоотправители] «пробуют» новые порты, в том числе Тамань, и объемы на железную дорогу добавились», — продолжил Шило. Рентабельным рынком для экспорта угля также является Китай, но в связи с карантинными мероприятиями из-за вспышки нового коронавируса перевозка грузов из отдельных китайских провинций сейчас падает. В январе прошлого года погрузка угля, наоборот, росла на 5,3% из-за расширения спроса и составила 32,9 млн т.
На общее снижение погрузки повлияло сокращение перевозок черных металлов на 4,7% (по оценке РБК, объем составил 6,2 млн т), в январе прошлого года был незначительный рост — 0,5%. Также сократилась погрузка нефтепродуктов, однако топ-менеджер не назвал каких-либо конкретных показателей. В январе прошлого года поставки нефтяных грузов также сокращались — на 0,1%, до 20,7 млн т. Погрузка удобрений сократилась на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила около 5,2 млн т (оценка РБК).
РЖД неизбежно придется пересматривать планы на 2020 год и адаптироваться к работе в условиях одновременного сокращения погрузки и грузооборота, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Сочетание аномально теплой зимы, продолжающегося сокращения спроса на уголь в Европе, негативной динамики экспорта круглого леса и черных металлов позволяет прогнозировать, что по итогам 2020 года погрузка сократится, и как минимум на 1%», — говорит аналитик. Бурмистров отмечает, что потенциал предоставления скидок в значительной степени исчерпан, а реализация нацпроектов и проектов по развитию инфраструктуры позволит увеличить уровень погрузки уже в 2021 году.