РЖД отказались быть «цербером» железных дорог
Справиться с заторами в морских портах и брошенными вагонами на пути к ним, которые наблюдаются с конца 2021 года, помогут современные подходы к перевозке смерзающихся грузов. Об этом заявил заместитель гендиректора компании Алексей Шило на брифинге, передает корреспондент РБК.
По его словам, компания направила в Минтранс проект новых правил. Они подразумевают ответственность грузоотправителей за подготовку грузов к перевозке зимой и обязывают получателей оборудовать места по приемке товаров оборудованием для их разогрева. Для выработки оптимальных требований проект сейчас прорабатывается совместно со всеми заинтересованными организациями, участниками перевозочного процесса, сообщили РБК в пресс-службе Минтранса.
Действующие правила перевозки таких грузов на железнодорожном транспорте утверждены еще в 1999 году. «Этим правилам нужен скорейший пересмотр», — уверен Шило. По его словам, из 50 морских терминалов, которые выгружают в России уголь, лишь семь оснащены вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами. А самоходные маневренные резательные комплексы есть только у трех терминалов на Дальнем Востоке. «Во всех остальных терминалах происходит выгрузка грейферами, то есть <...> в ручном режиме», — отметил топ-менеджер.
В рамках борьбы с заторами на сети РЖД выступают также за пересмотр отношений с портовиками. В августе 2020 года Минтранс утвердил типовые формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морских портах. Но сейчас только 35 из 220 терминалов, примыкающих к сети РЖД, заключили новые договоры. «Наличие такого договора позволяет нам одинаково планировать и оценивать текущую ситуацию с грузоперевозками на сети, вести учет потерь, которые происходят на стыке железной дороги и порта», — отметил Шило.
Улучшить взаимодействие также можно за счет подключения портовиков к информационным системам монополии. «Мы хотим, чтобы не РЖД выступали как цербер и потом подвергались критике, а выступаем за нормальные отношения, основанные на общем доступе к информации», — подчеркнул замглавы монополии.
Серьезные затруднения с выгрузкой вагонов в портах наблюдаются с ноября 2021 года, отметил Шило. К концу декабря 2021 года среднесуточное количество груженых нефтебензиновых цистерн, брошенных на сети РЖД, достигло 9 тыс. и продолжает расти, говорили РБК три источника, близких к железнодорожным операторам. По их словам, это в 2,4 раза больше, чем в конце 2020 года, и максимум за пять лет (2017–2021 годы). Тогда же в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) заявляли об ухудшении организации работы по доставке грузов именно со стороны РЖД.
Текущую ситуацию с брошенными поездами топ-менеджер РЖД назвал напряженной. «Нам обидно слышать, когда говорят, что РЖД не везут что-то в порты», — признался он. По данным компании, каждые сутки в портах готовы к выгрузке на 6 тыс. вагонов больше, чем они способны выгрузить. 1–20 января 2022 года монополия не смогла погрузить более 22 тыс. вагонов (1,6 млн т), отметил Шило.