Сменившего владельца вагоностроителя ОВК возглавит экс-топ-менеджер УГМК
Согласно решению совета директоров Объединенной вагонной компании (ОВК), с 1 февраля гендиректором холдинга назначена Ирина Ольховская, которая до этого занимала должность первого заместителя гендиректора холдинга, а также представляет правление и входит в состав совета директоров компании. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ОВК.
В новом статусе Ольховская планирует «обеспечить стратегическое развитие компании». По словам представителя холдинга, среди планов нового гендиректора — повышение «производственной устойчивости» бизнеса и уровня взаимодействия с потребителями.
«Перед нашей компанией стоят амбициозные цели: нарастить объемы производства, сохранить лидерство в выпуске флагманских продуктов и продолжить развитие научно-технического потенциала», — говорит Ольховская. Большое внимание, добавляет она, будет уделено профессиональному росту и социальной поддержке сотрудников предприятия «на всех уровнях», благодаря которым холдинг сохраняет статус крупнейшего производителя вагонов «на пространстве 1520» (1520 мм — ширина колеи на постсоветском пространстве).
Еще до назначения гендиректором головной компании, с 25 декабря прошлого года, согласно данным Rusprofile, Ольховская также возглавила Торгово-закупочную компанию ОВК.
Что известно про нового топ-менеджера
Основной опыт Ольховской связан с транспортной отраслью и промышленностью. В частности, с 2019 года Ольховская работала директором по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Как уточнили в УГМК, Ольховская — «эксперт по вагоностроению, а также по портовым и железнодорожным проектам» и по-прежнему является гендиректором ООО «Универсальная логистика», которое управляет «Восточным портом» и «Ростерминалуглем» (еще в 2022 году эти проекты находились в периметре УГМК или ее экс-акционеров, но затем сменили владельцев).
До назначения Ольховской на пост генерального директора ОВК эту должность с октября 2023-го занимал Сергей Лимаренко, который с 2021 года работает в ОВК заместителем гендиректора по финансам и входит в правление компании. Лимаренко продолжит работать в ОВК, уточнил ее представитель, но в какой должности и с функционалом, комментировать собеседник не стал.
Что такое ОВК
ОВК — это крупнейший в России производитель грузовых вагонов повышенной грузоподъемности. Активы холдинга представлены Тихвинским вагоностроительным заводом, машиностроительным предприятием «ТихвинХимМаш», предприятием по производству специализированных грузовых вагонов «ТихвинСпецМаш», крупнейшим производителем пружин в России НПЦ «Пружина», лизинговой компанией Rail 1520, сборочным заводом ТСЗ «Титран-Экспресс» и ВНИИ транспортных технологий.
Холдинг был основан в 2012 году группой ИСТ Александра Несиса (с 2013 года ICT Holding Ltd). Спустя два года, в 2015-м, компания провела IPO на Мосбирже, а потом неоднократно проводила SPO. Организатором размещений выступал банк «Открытие», и в результате акции ОВК оказались на балансе самого банка и структур, которые связаны с его акционерами или банками «московского кольца» (Бинбанк, Просвязьбанк).
В 2017 году «Открытие» и другие участники «московского кольца» попали под санацию Центрального банка. Тогда же из-за ухудшения внешней конъюнктуры и отмены госсубсидий упали финансовые результаты ОВК. На фоне этого агентство «Эксперт РА» прогнозировало риски возникновения акционерного конфликта в холдинге, которые впоследствии реализовались. К тому моменту изначальный собственник и инвестор ICT Group Ltd вышел из капитала компании, ключевым акционером и кредитором ОВК стало «Открытие».
Летом 2019 года в состав акционеров ОВК вошел банк непрофильных активов «Траст» — бумаги были переданы по отступному в счет задолженности «Открытие Холдинг» перед банком. В дальнейшем «Траст» наращивал долю в компании.
Что известно про новых владельцев ОВК
В декабре 2023 года предправления «Траста» Александр Соколов рассказал в интервью РБК о передаче пакета акций (93,6%) ОВК профильному инвестору. Как пояснял банкир, речь идет о прямой продаже без объявления торгов. Детали сделки при этом не раскрывались. «Сделка закрыта, деньги пришли. Детали раскрывать не буду», — сказал Соколов. Нежелание называть покупателя ОВК он объяснил «важностью этой сделки для государства».
В качестве нового владельца ОВК источники отраслевого издания Vgudok называли «Трансмашхолдинг» или УГМК, связанные с Андреем Бокаревым, ранее совладельцем этих компаний.
В 2022 году Бокарев совместно с партнером Искандером Махмутовым перестал быть контролирующим бенефициаром УГМК, а позже оставил должность и президента ТМХ и вышел из совета директоров компании. О том, что сделка могла пройти в интересах структур бизнесмена, утверждают и два источника РБК на транспортном рынке. В УГМК отказались комментировать сделки ее бывших акционеров.
В ФАС на момент публикации материала не ответили на запрос РБК о том, какие структуры выступили покупателем ОВК.