Глава «Аэрофлота» рассказал о минуте на раздумья перед назначением
Умение принимать «честные перед собой решения» под давлением новых обстоятельств и «дополнительных политических критериев» стало одним из основных уроков уходящего года, пишет глава «Аэрофлота» Сергей Александровский в статье для РБК. По словам топ-менеджера, возглавившего крупнейшую российскую авиагруппу (занимает больше 40% рынка) в начале апреля 2022 года, такие решения позволяют управлять в первую очередь собственным временем, не отвлекая его на «иллюзорные сценарии».
До начала военной спецоперации на Украине и последовавших в ответ международных санкций против российской авиаотрасли (запрет поставок самолетов и запчастей или прекращения полетов в Европу) у группа «Аэрофлот» рос пассажиропоток. По итогам января—февраля 2022 года она перевезла 5,8 млн человек, что на 25,9% больше, чем в аналогичный период 2021 года (данные Росавиации). Но в первой половине 2022 года ее пассажирские перевозки сократились на 7,5%, до 17,2 млн человек. В начале сентября в «Аэрофлоте» прогнозировали, что по итогам всего года группа перевезет около 40 млн человек, почти на 13% меньше, чем в пролом году.
Распались не только прежние международные партнерства и контракты, но и личные связи, многолетние отношения и дружба, признается Александровский, руководивший в 2018–2022 годах «дочкой» «Аэрофлота», авиакомпанией «Россия». В марте 2022 года Михаил Полубояринов, возглавлявший группу с ноября 2018 года, попал под персональные санкции Евросоюза и решил уйти из компании. Незадолго до этого пост гендиректора лоукостера «Победа» (тоже входит в группу «Аэрофлот») покинул один из его основателей Андрей Калмыков. Уход обоих топ-менеджеров глава Минтранса, председатель совета директоров «Аэрофлота» Виталий Савельев объяснил их неспособностью работать в стрессовых условиях. «Есть условия мирного времени, а стрессовые условия требуют принятия решений очень быстрых», — заявил он.
Александровский утверждает, что решение возглавить «Аэрофлот» с его огромным коллективом он принял очень быстро: на размышление над предложением Савельева потребовалась всего минута. «Возможно, не все зависит от тебя. Но ты делаешь все, что должен и можешь сделать для достижения обозначенной цели. И потом держишь перед собой ответ — и объяснения, что не смог, не работают», — замечает гендиректор «Аэрофлота». Такой подход помогает двигаться вперед, не оглядываясь на «информационный фон», в котором бурно кипит обсуждение очередной инициативы. «Например, еще весной звучали противоречивые и во многом скептические оценки перспективы неповышения цен на авиаперевозки по России. Даже после принятого на государственном уровне решения о серьезной поддержке отрасли», — вспоминает Александровский.
Он считает, что группе удалось быстро провести глубокую реструктуризацию текущей маршрутной сети и использование парка на линиях, перестроив их для реализации поставленной государством задачи — обеспечить доступность перевозок внутри страны. «Мы задали себе результат, отсекли пути отступления и достигли заявленной цели», — доволен топ-менеджер.
В 2022 году средний уровень тарифов на авиаперевозки остался примерно тем же, что в последние два года, и сократился на 6,5% к уровню 2019-го, заявил глава Минтранса Виталий Савельев на совещании Владимира Путина с членами правительства в конце ноября. Как объяснил министр, роста цен на билеты летом удалось избежать благодаря беспрецедентной господдержке на общую сумму 172 млрд руб.