Тоже плачут. Как криптобиржи противостоят преступникам
Ключевой особенностью криптовалютного сектора в 2019 году стало бесконечное повторение тезиса о важности появления законодательства в сфере криптовалют. С одной стороны, регулирование, наконец, приведет настоящие деньги на рынок (от государства и институционалов), с другой, положит конец периоду дикого Запада или лихих 90-ых (кому какое сравнение ближе и по душе).
Чтобы хоть как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, многие государства решили скопировать все, что можно скопировать из традиционного финансового сектора, решив, что это лучше, чем ничего (и это так!). Правила борьбы с отмыванием денег (Anti Money Laundering или AML) и требования знать своего клиента (Know Your Customer, KYC) также пришли в криптовалютную отрасль из традиционного финансового рынка. Во многих странах мира, включая США, страны Европы, Японию и Южную Корею, KYC/AML — давно основа регулирования деятельности финансовых компаний. Кроме того, эти требования унифицируются на международном уровне. И внедрение данных практик означает, что криптовалюты и их вес на мировом финансовом рынке, наконец, начинают признавать.
Что происходит глобально?
В июле 2018 года вышла пятая директива Европейской комиссии по борьбе с отмыванием денег (AML), которая касается регулирования криптовалют. В частности, новые правила более строги в отношении обеспечения прозрачности транзакций, проводимых анонимными сторонами при помощи криптовалютных торговых площадок. Страны-участницы ЕС обязаны внедрить измененные правила в свои национальные законы не позднее 20 января 2020 года.
В июне текущего года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) опубликовала финальную версию рекомендаций по регулированию криптовалют и деятельности операторов криптовалютных сервисов. Предлагается обязать поставщиков криптовалютных услуг (VASPs), включая криптовалютные биржи, соблюдать процедуры AML и CFT (противодействие финансированию терроризма) по аналогии с традиционными финансовыми компаниями. До июня 2020 года страны, входящие в FATF, должны привести законодательство в соответствие с новыми рекомендациями, а местным VASP необходимо отладить процесс отслеживания транзакций.
Многие страны уже внесли соответствующие изменения в свои законы: впереди планеты всей у нас Белоруссия, Великобритания, Германия, Канада, Нидерланды, Таиланд, Финляндия, Швейцария, Южная Корея, Япония. Власти России также не раз отмечали, что будут регулировать криптовалютный рынок совместно с FATF.
Обобщая, можно сказать, что на криптовалюты распространяется стандарт прозрачности, который правительства стран стремятся установить для всего финансового сектора.
Единый глобальный реестр транзакций криптовалют
Одним из самых важных положений в рекомендациях FATF стала обязанность операторов криптовалютных сервисов передавать друг другу информацию о клиентах, осуществляющих перевод средств между ними. При этом, данная информация включает переводы и в фиатных валютах, и криптовалютах. По сути речь идет уже о KYT (Know Your Transaction — «Знай свою транзакцию»), что включает проверку криптовалют клиента на причастность к преступным схемам.
Чтоб выполнить данное требование операторам криптовалютных сервисов придется создать единую базу своих клиентов. Нечто подобное в 2016 году было реализовано в традиционных финансах международной системой SWIFT — начал формироваться глобальный реестр KYC.
Изменения в работе криптовалютных бирж
Чтоб соответствовать новым требованиям, биржи вынуждены меняться:
- ограничивается доступ пользователей из стран, находящихся под международными санкциями;
- с площадок удаляются анонимные криптовалюты;
- в отдельных странах открываются филиалы, которые должны соответствовать местному законодательству;
- ведется сотрудничество с аналитическими сервисами, которые облегчают выполнение требований по мониторингу клиентов и транзакций;
- принимается участие в регулировании отрасли через сотрудничество с регуляторами и создание собственных объединений, направленных на формирование общих стандартов международного уровня;
- идет взаимодействие с правоохранительными и налоговыми органами.
Показательно, что выполнять требования и вводить обязательную верификацию всех пользователей пришлось даже децентрализованной бирже IDEX. Представители платформы сослались на заявление члена Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC) Брайана Квинтенса о том, что разработчики могут быть привлечены к ответственности за незаконные операции, осуществляемые сторонними лицами с помощью написанных ими смарт-контрактов.
Новые криптовалютные торговые площадки
В то же время у традиционных криптобирж появляются новые конкуренты, которые создаются крупными корпорациями. И что более важно — они получают одобрение государственных регуляторов, в связи с чем им проще наладить сотрудничество с партнерами из традиционных финансов, в первую очередь с банками.
Самым известным примером является, конечно, Bakkt, которая принадлежит компании Intercontinental Exchange (ICE), оператору Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Платформа получила необходимую лицензию на работу от Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC).
Другой похожий пример — полностью регулируемая Boerse Stuttgart Digital Exchange (BSDEX), запущенная Börse Stuttgart (SWB), второй по торговым объемам фондовой биржей Германии.
Потенциально они могут со временем потеснить привычные нам биржи и занять основную часть рынка, в то же время привлекая новых крупных институциональных клиентов. Другими словами, они могут стать основными игроками на новом этапе развития всей криптовалютной отрасли.
С другой стороны, есть ожидание, что сопротивление части криптовалютного сообщества тренду на прозрачность и деанонимизацию может стимулировать разработку и распространение по-настоящему децентрализованных бирж (DEX), которые на текущий момент так и не снискали массовой популярности из-за сложного интерфейса. Правда, тут есть вероятность, что создателей подобных площадок также могут привлечь к ответственности за способствование отмыванию денег, на что сослались разработчики той же IDEX.
Сервисы, помогающие криптовалютным компаниям соответствовать требованиям AML
Необходимость отслеживания транзакций в блокчейне вместе с анализом на причастность к преступной деятельности способствовали развитию довольно большого количества сервисов, которые помогают решить данную задачу.
Так, например, мы в EXMO недавно заключили партнерское соглашение со всемирно известной компанией CipherTrace. Система отслеживает криптовалютные потоки и присваивает кошелькам уровень риска от 1 до 10 в зависимости от того, получал или отправлял ли этот адрес средства, которые ранее были замеченные в использовании магазинами наркотических средств, террористическими организациями, скам-проектами или миксерами.
Всего на рынке подобных известных проектов около 20. К их услугам обращаются как государственные органы различных стран, так и криптовалютные биржи. При чем к последним относятся и площадки, принадлежащие SBI Holdings и Rakuten.
Многие венчурные инвесторы видят перспективы в развитии данных проектов, так, в начале 2019 года CipherTrace привлек $15 млн инвестиций от Galaxy Digital Майка Новограца, Aspect Ventures, Neotribe Ventures и WestWave Capital.
Так что в ближайшее время можем ожидать дальнейшего развития подобных сервисов и распространения их услуг на различных площадках, работающих с криптовалютами. Вместе с тем будет расти и их влияние на отрасль.
Блокчейн-транзакции более прозрачны, чем кажутся
Власти многих стран работают над собственной системой отслеживания и идентификации валютных транзакций в блокчейне. На саммите G7 в июле, министр финансов США Стивен Мнучин утверждал, что США обладает в 2019 году достаточно совершенными методами скоринга транзакций, чтобы начать вторую фазу — законодательного регулирования децентрализованных финансов.
А Управление по борьбе с наркотиками (DEA) США год назад заявляло, что их устраивает использование криптовалют наркоторговцами, так как это позволяет упростить процесс отслеживания незаконных операций.
Любопытно, что в прошлом году Эдвард Сноуден представил секретные документы, согласно которым Агентство Национальной Безопасности США занималось отслеживанием владельцев биткойна как минимум с 2013 года.
Запрет на анонимные криптовалюты
В связи со всем вышесказанным, мы наблюдаем пристальное внимание к анонимным криптовалютам, ведь они и созданы с целью повышения анонимности.
Так, в 2019 году анонимные криптовалюты были официально запрещены в Японии. Необходимость ввести подобный запрет обсуждается и в других странах, в частности во Франции и Италии.
Некоторые криптовалютные биржи предпочитают перестраховаться и делистят анонимные криптовалюты со своих площадок в отдельных странах.
Но следует заметить, что разработчики данных проектов также следят за ситуацией и стремятся соответствовать требованиям по борьбе с отмыванием денег. К примеру, Dash еще в 2016 стала сотрудничать с блокчейн-платформой Coinfirm с целью соблюдения положений KYC и AML. А в этом году стартап объявил о новом партнерстве с BlockchainIntel, чтоб соответствовать нормативным требованиям, предъявляемым биржами. Команда ZCash в свою очередь также заявила, что при некоторых дополнениях могут соответствовать требованиям, сохраняя при этом анонимность транзакций.
Примечательно, что согласно исследованию CipherTrace за первое полугодие 2019 года, преступники предпочитают преимущественно биткоин, а не анонимные криптовалюты, поскольку у вторых возможности по покупке и продаже более ограничены. Так, на незаконных торговых площадках биткойн используется в 76% случаев, а при использовании вредоносных программ и вирусов-вымогателей — в 98%.
Вероятность запрета на криптовалютные банкоматы и миксеры
За последние 3 три года количество криптоматов в мире выросло в 6 раз. Но все чаще власти говорят об их использовании в незаконных целях. В полиции Испании считают, что биткоин-банкоматы широко используются для незаконной оплаты наркотиков, поскольку они не прописаны в правилах ЕС по AML.
В Канаде мэр Ванкуверa уже предложил запретить криптоматы. Местное полицейское управление отмечает, что преступники могут запросто установить собственный криптомат и использовать его для отмывания денег. А в России криптоматы были изъяты в 6 городах по требованию Генпрокуратуры и ЦБ в прошлом году.
Также в качества средства для отмывания часто рассматриваются криптовалютные миксеры. Это онлайн-сервисы, которые позволяют увеличить степень анонимности в работе с криптовалютой, усложнить или сделать практически невозможным отслеживание транзакций в системе.
В начале 2019 года на сайте LongHash отмечалось, что количество анонимных транзакций биткойна с использованием технологии микширования выросло в 4 раза за 9 месяцев. Периодически миксеры закрываются в Европе. Есть случаи, когда подобный сервис принял решение закрыться самостоятельно. Были даже утверждения, что их использует и Северная Корея для обхода санкций.
Тем не менее, по данным Chainalysis, только небольшая доля биткоинов, пропускаемых через сервисы-миксеры, используется в незаконных целях. 8,1% монет в миксерах были украдены, а 2,7% использовались для заключения сделок в даркнете. Еще 1,9% монет переводится с игорных сайтов, которые могут считаться нелегальными в зависимости от юрисдикции.
Реалии отмывания через криптовалюты
По заявлениям главы Европола Роба Уэйнрайта в конце 2018 года, в Европе на отмывание денег через криптовалюты приходится 3-4% от всех теневых финансов (примерно $4-5 млрд).
В то же время криптовалюты становятся все менее привлекательными для преступников. К примеру, согласно исследованию Центра международной безопасности и оборонной политики американской корпорации RAND, цифровые активы не несут угрозы в качестве инструмента финансирования мирового терроризма, поскольку она «не обеспечивает должной анонимности, у нее ограничены сферы применения в реальной жизни, транзакции небезопасны, обороты ничтожны, а криптобиржи постоянно страдают от хакерских взломов».
Что думает рынок по поводу соблюдения требований AML?
Учитывая противоречие ценностям и основным идеям блокчейн-технологий — анонимности, свободе и неподконтрольности перемещения финансовых потоков, я думаю, все понимают, что соблюдение KYC/AML воспринимаются неоднозначно в криптосообществе. Кроме того, полное соблюдение данных требований зачастую влечет за собой значительные дополнительные затраты для компаний, а вслед за этим и уменьшение ресурсов, направленных непосредственно на развитие.
Тем не менее, игроки рынка прекрасно понимают, что вместе с тем повышается надежность площадки, а также безопасность всех операций и средств клиентов, уменьшается уровень мошенничества в отрасли, и обеспечиваются пользователям дополнительные гарантии безопасности. Кроме того, в действительности пресекается вывод средств от незаконной деятельности (а здесь и наркоторговля, детская порнография и так далее). Стоит ли говорить, что банки, брокеры и другие представители традиционной финансовой отрасли гораздо охотнее идут к сотрудничеству, что в свою очередь, формирует благоприятную среду для развития новых направлений финтеха, связанных с криптовалютами, таких как банкинг, страхование и кредитование.
Конечно, вопрос прозрачности и полной подконтрольности в современном мире, пожалуй, один из самых дискуссионных. Однако положительные последствия от внедрения требований AML в криптовалютную отрасль могут со временем привести к безусловно положительной трансформации всей финансовой системы.