Новый старт: почему поднялась вторая волна интереса к блокчейну
Массовый интерес к блокчейну начинает просыпаться после «криптозимы» и может показаться, что скоро мы снова услышим о многомиллиардных ICO (первичных размещений токенов) и космической доходности криптоинвестиций. Но, думаю, у нового витка, который сейчас проходит блокчейн-отрасль, есть качественные отличия от того, что мы наблюдали в 2016-2017 годах. Если вспомнить цикл зрелости технологий Гартнера [после запуска подразумевает этап завышенных ожиданий, а потом провал разочарования], то сейчас мы поднимаемся на плато производительности.
Два-три года назад внимание бизнеса и общественности концентрировалось на возможностях и перспективах блокчейна, невзирая на объективные ограничения. Это был этап коллективного визионерства, в котором принимали участие десятки, а может, сотни тысяч специалистов по всему миру. У этого периода было три важных достижения. Во-первых, он позволил наметить траекторию развития технологии на много лет вперед. Во-вторых, технология блокчейн была включена в инновационную повестку ключевых игроков практически всех отраслей экономики. В-третьих, огромное количество проведенных экспериментов позволило определить реальные шаги для органичного встраивания технологии в существующие бизнес-практики и законодательное поле.
Сегодня мы можем увидеть, какие из ранних идей нашли воплощение в бизнесе и государственном секторе: значительная часть морского грузооборота учитывается в блокчейне, Китай строит цифровой юань, Южная Корея заменяет паспорта на цифровой ID, блокчейн-консорциумы в области торгового финансирования объединяют крупнейших участников нефтяного рынка. Трудно найти успешную международную компанию, которая осталась бы в стороне от процесса. Эти примеры показывают, что блокчейн становится технологией первого выбора для создания масштабных платформ.
Модель взаимодействия и монетизации
Нельзя сделать блокчейн-проект в одиночку. Можно разработать решение, но чтобы его использовать нужны не просто клиенты, а мотивированные и технологически зрелые партнеры. Ситуация начинает меняться за счет появления более удобных инструментов для работы с блокчейном. Например, сегодня все крупные облачные провайдеры имеют в своей линейке продукт Blockchain-as-a-service с поддержкой одного или нескольких популярных фреймворков [программного обеспечения, облегчающего объединение различных компонентов в один проект - РБК]. Наша платформа также будет разворачиваться в облаке за несколько кликов. Но несмотря на развитие подобных сервисов, задача набрать критическую массу участников все еще представляет сложность для любой блокчейн-инициативы.
Исторически эта задача решалась созданием консорциума — объединения, целью которого является создание конкретной технологической платформы и/или блокчейн-сети на ее основе. Различным участникам подходит разная степень вовлечения в работу консорциума и, соответственно, разные выгоды в случае успеха создаваемой экосистемы. Наиболее амбициозные стремятся создать новую технологическую инфраструктуру, которая позволит им занять или не потерять лидирующие позиции на зарождающемся рынке. Они инвестируют в развитие технологии и готовы тестировать различные ниши ее применения. Более консервативные участники видят в блокчейне дополнительный канал продажи своих продуктов и включаются в проект только когда увидят осязаемую выгоду на ближнем или среднесрочном горизонте. В мире насчитывается около десятка значимых консорциумов, объединяющих крупнейшие международные компании.
Но уже начнет набирать обороты более интересная форма консолидации блокчейн-отрасли — объединение отдельных сетей и реализация концепции кросс-чейн взаимодействия [обмена транзакциями между разными блокчейнами - РБК]. Например, наш партнер, авиакомпания S7 Airlines, интегрировала свою блокчейн-платформу с платформой Сбербанка, что позволит ей использовать смарт-контракты в расчетах с агентами по продаже авиабилетов.
Есть несколько способов монетизировать блокчейн-платформу, помимо продажи на ней своих продуктов: на технологическом уровне можно взимать комиссию за подключение или за отдельные транзакции. Мы на своей платформе хотим сделать маркетплейс приложений, это даст более широкие возможности по наполнению ее функционалом и позволит получить новый источник комиссионного дохода. Наконец, монетизация может быть встроена в бизнес-логику смарт-контракта, как это принято в открытых блокчейн-сетях. Такой способ подходит и вендорам, разрабатывающим смарт-контракты, децентрализованные приложения, и различным агентам, чья доходная база формируется из успешно завершенных сделок с заказчиками.
Смарт-контракты и стейблкоины
Сегодня для электронного взаимодействия с контрагентами российские компании используют в лучшем случае системы ЭДО (электронного документооборота), которые никак не связаны с платежными системами банков. В результате бизнес-процесс исполнения сделки получается разорванным, а платежи так или иначе проходят через ручное согласование. Блокчейн позволяет автоматизировать многосторонний бизнес-процесс в едином информационном поле, и тем самым связать его ключевые этапы — возникновение обязательств и их оплату. Это дает совершенно новую надежность и скорость расчетов.
У бизнеса будет возможность реализовать свой собственный смарт-контракт, отражающий специфику его сделок. Например, компании необходимо ускорить расчеты со своими поставщиками, для этого она может разработать смарт-контракт, и пригласить контрагентов использовать его для взаиморасчетов. Для других целей — торговли товарами, контроля за расходованием средств и т.д., предприятие может разрабатывать другие смарт-контракты.
Но смарт-контракты должны иметь возможность управлять деньгами непосредственно в блокчейне, и для этого необходим стейблкоин. Изначально термином стейблкоин называли любой цифровой токен, стоимость которого привязана к другому активу, например, золоту. Однако теперь это название все чаще применяется к токену, который является требованием на денежные средства, например, доллар или рубль. В отличие от криптовалют, такой стейблкоин не является инструментом спекулятивной торговли, а выступает воплощением фиатных денег в блокчейне.
Здесь показателен пример Китая. Этим летом Национальный банк Китая начал тестирование цифрового юаня для обработки небольших розничных транзакций и анонсировал использование стейблкоина на Зимних Олимпийских играх в 2022 году. Ведущая роль во внедрении стейблкоина в бизнес-среду в Китае продолжает оставаться за действующими игроками рынка электронной коммерции. Лидер в развитии блокчейна в Китае - группа Alibaba. С начала года она подала в 10 раз больше патентных заявок в области блокчейна, чем ближайший конкурент — IBM. Дочерняя компания холдинга Ant Group будет объединять блокчейн с другими новыми технологическими предложениями — искусственным интеллектом и интернетом вещей.
Создание новой технологической инфраструктуры едва ли возможно без адекватного регулирования. Это касается как снятия существующих барьеров, так и стимулирующих мер. Наша страна сделала огромный шаг в этом направлении: принятый недавно закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) можно охарактеризовать как одну из реформ российского финансового рынка.
Тенденции крипторынка 2025. На что обратить внимание
На какие тренды в 2025 стоит обратить внимание. На чем можно заработать