Бабочки, SPA и загс: чем занимают пассажиров лучшие аэропорты мира
Ну а там, где ежедневно проходят миллионы людей с деньгами, неизбежно развивается сфера услуг. Подобно тому, как театр начинается с вешалки, перелет начинается с аэропорта. Последние тоже перестали быть просто местом отлета-прилета, а превратились в комфортабельные и многофункциональные комплексы, где можно не просто занять себя в ожидании вылета, но и вздремнуть в комфортном кресле, полюбоваться цветами в экзотическом саду, сходить в сауну и даже... жениться.
Мы подготовили обзор самых лучших и необычных аэропортов мира и сравнили зарубежный опыт с отечественным. Пока получается, что России похвастать особо нечем, однако тенденция к лучшему уже наметилась.
Чудеса Азии
Если раньше аэропорты ограничивались исключительно оказанием транспортных услуг, то в последние годы наметилась тенденция создания комфортных условий для пассажира. Чем дальше, тем больше воздушные ворота более-менее развитых стран напоминают торгово-развлекательные центры с дополнительной возможностью пройти на борт авиалайнера. Развиваются торговля, индустрия развлечений, бизнес-коммуникации и т.д.
Ежегодно целый ряд служб и организаций, таких как IKAO и Международный совет аэропортов ACI World, проводит опросы среди пассажиров и формируют рейтинг лучших мировых аэропортов. И с каждым годом конкуренция среди них становится все жестче.
Больше других в эстетике, комфортабельности и различных способах ублажения пассажиров преуспели азиаты. Так, первое место среди аэропортов, обслуживающих более 25 млн пассажиров в год, регулярно занимает сингапурский Changi, который сами жители города-государства называют "золотыми воротами страны".
Как утверждают пассажиры, здесь все сделано для людей. В частности, в спа-центре с бассейном можно восстановиться от утомительного перелета. Для удобства пассажиров - круглосуточный бесплатный wi-fi. Для желающих прикоснуться к природе разбит настоящий сад, а для ярых киноманов – кинотеатр. Большой плюс для путешествующих с детьми - бесплатные игровые залы. Сотрудники Changi учли и духовные потребности своих пассажиров, выделив специальные молельни для представителей различных религий.
Примечательно, что Changi присуждена премия "Золотая подушка". По мнению пассажиров, сингапурский аэропорт - самый удобный для сна. При этом Changi является лидером по темпам обработки багажа.
Международный аэропорт Incheon в Сеуле (Южная Корея) пассажиры любят за идеальную чистоту и красоту архитектуры. Так, своей крышей здание аэропорта напоминает корейские храмы, а коридоры зоны прибытия украшены артефактами. Ежедневно аэропорт обслуживает около 120 тыс. пассажиров, при этом столпотворений здесь не бывает (в отличие от Шереметьева, едва управляющегося с 95 тыс.). Incheon также отличается повышенным уровнем комфорта, здесь есть все, что душе угодно: бесплатный wi-fi, массажные кабинеты, душ, мягкие кресла и т.д. Однако главная особенность, которая выделяет Incheon среди других аэропортов, заключается в уборных комнатах: на дверях каждой кабинки висят фотографии и контакты уборщиц. Кроме того, ожидающие вылета могут приобщиться к национальной культуре и поучаствовать в мастер-классах по различным видам ремесла, которые проводят одетые в традиционную корейскую одежду девушки.
Международный аэропорт Пекина Beijing Capital – второй в мире по пассажиропотоку (в 2010г. обслужил около 73 млн пассажиров). В отличие от своих конкурентов, он не может похвастаться бассейном и спа-центром, но зато в нем есть зимний сад, ресторанчики, магазины. Выделяется же он тем, что в аэропорту выставлены некоторые шедевры из коллекции музея Гугун.
Международный аэропорт Гонконга Chek Lap Kok является сравнительно молодым (был открыт в 1998г.), но уже признан одним из самых удобных для пассажиров. Среди уникальных и интересных достопримечательностей - 4D-кинотеатр и центр авиации, где любой желающих может попробовать себя в роли пилота. Особого одобрения пассажиров удостоились иммиграционный контроль и система безопасности.
Международный аэропорт Kuala Lumpur (Малайзия) привлекает внимание пассажиров не только комфортными условиями, но и необычной архитектурой. В частности, его изюминкой можно смело назвать опорные башни в форме конусов. При строительстве терминала была реализована концепция "аэропорт в лесу, лес в аэропорту": он окружен зелеными насаждениями и считается наиболее экологически чистым.
Европа не отстает
Однако в числе самых комфортных аэропортов для пассажиров нашлось место и некоторым европейским аэропортам. Мюнхенский аэропорт (Германия) славится своей знаменитой пивоварней и весьма привлекателен для пассажиров, которые не прочь оценить вкус настоящего немецкого пива. Еще одна особенность аэропорта – спальные кабины (schlafkabine). Внешне они напоминают будки-туалеты, но внутри расположены спальное место и мини-стол. Такая кабина даже оборудована подсветкой. И наконец, особо любознательные пассажиры могут заказать часовую экскурсию по просторным терминалам.
Аэропорт Амстердама Schiphol (Нидерланды, Западная Европа) также отличается высоким уровнем комфорта, наличием спа-центров, ресторанов и т.д. Но главная фишка Schiphol в том, что если двум пассажирам очень сильно приспичит пожениться, они всегда могут это сделать прямо на территории аэропорта и отправиться уже не просто в отпуск, а в настоящее свадебное путешествие.
Из аэропортов Северной Америки пассажиры выделяют аэропорт Ванкувера (Канада) с многочисленными ресторанами и магазинами. Помочь снять стресс пассажирам может огромный аквариум, где обитают более 850 видов рыб и медуз.
Не обделен вниманием довольных пассажиров и аэропорт Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), где можно с комфортом прокатиться из зала ожидания Marhaba на посадку на электромобиле. Услуга не лишняя – аэропорт является одним из самых крупных в мире, и идти от гейта до гейта пешком можно по полчаса. Сам терминал украшают настоящие живые пальмы, высаженные в ряды, а рисунок на полу имитирует пустынный песок.
В гостях хорошо, а дома…
В России среди аэропортов, которые могут похвастаться доступным комфортом для пассажиров и сравнительно современной системой обслуживания, выделяются аэропорты московского авиаузла — Домодедово, Внуково и Шереметьево. Несмотря на многочисленные преимущества столичных аэропортов перед другими аэропортами России, пассажиры все же находят причины пожаловаться и остаться недовольными.
Так, капризных пассажиров возмущают "неудобное" расположение информационных табло, бесконечные очереди на регистрацию, недостаточное количество кресел в залах ожиданий, неудобное расположение туалетов и, наконец, космические цены в кафе и магазинах.
Однако если оглянуться назад, хотя бы лет на десять, то можно сказать, что сейчас российские аэропорты, наконец, набирают обороты, расширяются, переходят на современные технологии и поднимают уровень комфорта.
"Ведущие авиакомпании уже пользуются различными современными технологиями, которые позволяют предоставить пассажирам самостоятельную регистрацию через терминал, сайт или мобильную регистрацию. Все эти вещи призваны сократить очереди и разгрузить инфраструктуру", - рассказывает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Например, международному аэропорту Домодедово достаточно часто удается засветиться в рейтингах лучших аэропортов Восточной Европы. В частности, аэровокзальный комплекс Домодедово имеет магазины, рестораны и даже массажный салон, а среди существенных достоинств аэропорта пассажиры отмечает бесплатный wi-fi, вежливый персонал и чистые туалеты. Искушенные пассажиры сочтут такие услуги устоявшейся мировой нормой, но для российских пассажиров это верный, хотя и первый признак приближения российских аэропортов к транснациональным стандартам.
Кроме того, в планах развития Домодедова до 2020-2030гг. - три взлетно-посадочные полосы и аэротрополис, т.е. мини-город на территории аэропорта со своей инфраструктурой и практически резидентами.
"Если проект в Домодедово с аэротрополисом то, что называется, срастется, понятно, что это перспектива не ближайших лет, тогда условия для появления в России чего-то подобного (крупнейшие аэропорты мира), могут возникнуть", - отмечает О.Пантелеев.
Также в последние годы значительно разросся терминалами аэропорт Шереметьево. В частности, строительство терминала Е позволило объединить его с терминалами D, F и железнодорожной станцией Аэроэкспресс в единый Южный аэровокзальный комплекс, что повысило уровень комфорта.
"Совершенно очевидно, что с созданием нового терминального комплекса Шереметьево, который будет привязан к 3-ВПП, ситуация и вовсе должна радикально измениться", - говорит О.Пантелеев.
На аэропорт Внуково пассажирам должно быть стыдно жаловаться, очереди на регистрацию и столпотворения отсутствуют.
Ко всему прочему, объединение Внуково и Шереметьево в единый комплекс позволит создать более мощную систему обслуживания в сфере оказания не только аэровокзальных, но и развлекательных услуг.
Все лучшее - впереди
Вся инфраструктура современных аэропортов направлена на то, чтобы пассажир, который ожидает пересадку, мог приятно скоротать время и потратить свои деньги. В СССР (а почти все отечественные аэропорты родом оттуда) терминалы строились в традиционном социалистическом стиле - без буржуазных излишеств и расчета на дополнительные площади для размещения различных видов бизнеса, не относящихся напрямую к перевозкам. В результате сейчас у аэропортов - ограниченные возможности для расширения своих площадей и строительства.
Российские авиакомпании пока не играют на международном рынке с точки зрения транзита такую же роль, как Emirates или Сингапурские авиалинии. "Поэтому пассажир вряд ли полетит через Москву по очень большому количеству направлений, хотя такой потенциал есть", - комментирует О.Пантелеев.
Безусловно, такой роскоши, как в азиатских аэропортах, у нас нет. Еще совсем недавно добраться до аэропорта было очень проблематично, купить бутерброд дешевле 500 руб. казалось фантастикой, а заикаться о wi-fi и вовсе казалось бессмысленно.
Однако все течет, все меняется, и если дело так пойдет и далее, то скоро хотя бы московский авиационный узел можно будет сопоставлять с весьма неплохими аэропортами ЕС. А за столицей рано или поздно подтянутся и регионы – и не исключено, что через десятилетие-другое и российские аэропорты начнут украшать строчки чартов самых лучших воздушных ворот мира.
Анастасия Жидкова, РБК