Власти предложили ужесточить «офшорные» требования к получателям госденег
Правительство предложило ужесточить критерии для российских юридических лиц, претендующих на господдержку, в части их офшорных связей. Сейчас российские компании, более чем на 50% принадлежащие офшорным структурам, лишены права получать госсубсидии и бюджетные инвестиции. Согласно законопроекту, внесенному 30 сентября в Госдуму, правительство хочет сократить долю допустимого офшорного участия в капитале получателей господдержки с 50 до 25%.
Эта поправка в Бюджетный кодекс направлена «на дальнейшее стимулирование деофшоризации» в России, отмечается в материалах к законопроекту.
Кроме того, правительство предлагает расширить круг иностранных государств и территорий, которые будут считаться офшорными для целей применения этой нормы. Минфину России будут предоставлены полномочия по утверждению перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России. Изменения позволят учесть дополнительные, так называемые транзитные юрисдикции (такие как Кипр, Гонконг), которые не входят в действующий перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения.
В действующем перечне Минфина находится порядка 45 юрисдикций, включая классические офшоры (Бермуды, Британские Виргинские острова, Белиз и т.д.), но без таких стран, как Швейцария, Нидерланды, Кипр.
Например, если по текущим правилам компания «Русал» может претендовать на бюджетные инвестиции, то по новым предлагаемым правилам — уже не сможет. Владельцем 25,6% уставного капитала «Русала» является Sual Partners с Багамских островов.
Поправки дополнительно направлены на «минимизацию негативного влияния иностранных ограничительных мер» (то есть санкций), которые могут приводить к тому, что российские бенефициары офшорных структур, владеющих активами в России, лишаются имущественных прав (например, на распоряжение активами, перечисление дивидендов и т.д.), отмечается в пояснительной записке.
Поправки к бюджетному законодательству
Среди поправок в Бюджетный кодекс, которые предлагает правительство, можно выделить положения, направленные на усиление полномочий Минфина по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без необходимости править закон о бюджете — например, о возможности перебрасывать средства между госпрограммами (в объеме не более 10% годового объема ассигнований на программу, финансирование которой уменьшается). В рамках этого же блока предлагается закрепить возможность увеличения сумм на покупку или продажу драгоценных металлов и драгоценных камней для Госфонда России без внесения изменений в закон о бюджете.
В целях повышения предсказуемости доходов региональных бюджетов планируется пересмотреть распределение ряда акцизов между федеральным центром и субъектами. В частности, предлагается 100% акцизов на средние дистилляты зачислять в федеральный бюджет (сейчас 50 на 50), а регионам взамен передать дополнительно 4% доходов от акцизов на крепкий алкоголь (к имеющимся 80%), что принесет им около 9 млрд руб. в год. Таким образом, федеральный центр возьмет на себя волатильность акцизов на дистилляты, связанную с колебаниями цен на нефть.