Силуанов назвал условия для снижения налогов в России
Заявление министр сделал, представляя на слушаниях в парламенте проект Основных направлений налоговой политики правительства на 2016–2018 годы. Силуанов подчеркнул, что налоговая нагрузка в России выше, чем в странах БРИКС и ряде стран Таможенного союза. «Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно», — признал глава Минфина.
В проекте Основных направлений налоговой политики Минфина указывается, что средний размер налоговой нагрузки на экономику в странах ОЭСР по итогам 2013 года составляла 34,46%. Это выше, чем в России, если использовать методику расчета, принятую в ОЭСР. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил 23,45% к ВВП, что на 11,01 п.п. ниже среднего значения по ОЭСР.
Но приведенные Силуановым на слушаниях цифры по налоговой нагрузке в 36,6% рассчитаны по методологии МВФ. По ней уровень налоговой нагрузки в экономике России выше, чем, например, в странах БРИКС и Таможенного союза (исключение — Бразилия и Белоруссия, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России). «Сам по себе этот факт может свидетельствовать о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах», — говорится в документе.
«Вопрос более низкой налоговой нагрузки — это вопрос выбора. Если мы хотим иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств должны выходить на более низкие уровни», — сказал министр. Это, по его словам, означает, что пенсионный возраст в стране должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане, где он на данный момент на 3 года выше, чем в России. Экстремальный пример — Китай: там практически отсутствует пенсионное обеспечение в сельской местности.
«Дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам», — призвал Силуанов, отметив, что страны БРИКС, включая Китай, тратят на оборону около 2% ВВП, Казахстан — 1% ВВП, а мы — более 4% ВВП. «Социальные расходы, включая здравоохранение, у нас превышают 16% ВВП, в Казахстане и странах БРИКС, за исключением переживающей очередную рецессию Бразилии, они не превышают 10% ВВП», — сказал он.
Накануне в материале для «Российской газеты» спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также признала, что «вопрос повышения возраста выхода на пенсию — не надуманный, а реальный». «Ни одна страна, столкнувшаяся с аналогичными демографическими проблемами, не избежала этого. Другое дело, что подавляющее большинство российских граждан к резкому введению такой меры не готово», — отметила она.
Согласно опросам общественного мнения, более 60% россиян на вопрос, необходимо ли повышение пенсионного возраста в России, отвечают нет. Но такие опросы «лукавы — они не заставляют людей сравнивать варианты», писала ранее в материале для РБК профессор экономики РЭШ Ирина Денисова. По ее словам, куда более информативны опросы, в которых приходится выбирать вариант. «Один из них показывает, что лишь около 14,5% российского населения считает пенсии приоритетным направлением использования дополнительных государственных средств (читай — налогов). Гораздо популярнее другие направления — здравоохранение (более 34%), образование (20%) и жилье (15%)», — отмечала она.
Также Силуанов указал депутатам на проблему переоценки эффективности существующих налоговых льгот. В этом году Минфин планирует впервые включить данные о налоговых и неналоговых расходах бюджетов, включая льготы по социальным и таможенным платежам, в состав материалов к проекту закона о федеральном бюджете.
Эти расходы будут распределены в соответствии с их назначением между государственными программами, а по особо крупным налоговым льготам мы потребуем обоснование их эффективности от ответственных исполнителей. «Считаем, что если такого обоснования не будет, льготы должны быть отменены», — отметил Силуанов.