Мишустин назвал стоимость национального плана по восстановлению экономики
Выполнение общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, потребует порядка 5 трлн руб. в течение 2020–2021 годов, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин во время рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным.
«Общенациональный план содержит, уважаемый Владимир Владимирович, около 500 конкретных мероприятий. Стоимость его реализации примерно за два года составит около 5 трлн руб.», — сказал глава правительства.
Основная цель плана — преодолеть спад экономики, вызванный коронавирусом, и выйти на устойчивые темпы роста ВВП, что позволит стабильно наращивать реальные доходы граждан, сообщил Мишустин. По его словам, эта задача будет решаться за счет усиления инвестиционной активности, использования цифровых технологий, повышения уровня образования, быстрого строительства качественного жилья.
«События последних месяцев, конечно, оказали серьезное влияние на социально-экономическую сферу в нашей стране, в том числе на реализацию национальных проектов. Мы считаем, что на сегодняшний день они требуют определенной корректировки», — добавил премьер-министр.
В ближайшие 1,5 месяца правительство представит предложения по изменению нацпроектов.
Общенациональный план действий по восстановлению экономики, занятости и доходов населения составляется с учетом мнений и предложений деловых объединений и экспертного сообщества, сообщили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова. В документе уже отражены предложения РСПП, «Деловой России», «Опоры России». Обсуждения проходили с участием Счетной палаты, ОНФ, Банка России и банковского сообщества, Администрации президента России, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Дополнительные консультации с предпринимательским сообществом и экспертами будут продолжены в рамках доработки плана.
Что содержит антикризисный план правительства
РБК ознакомился с проектом антикризисного плана правительства, датированным 29 мая. В распоряжении редакции есть и документ от 30 мая, который, по словам федерального чиновника, является «наиболее актуальной версией» национального плана. Содержание обеих версий плана совпадает.
Общенациональный план принимается на срок от июня 2020 года до декабря 2021 года. Целевыми показателями его исполнения служат выход на устойчивый рост реальных доходов (целевой темп прироста не приводится), снижение уровня безработицы менее чем до 5%, а также обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021-го.
Выход на темпы роста ВВП в 2,5% в годовом выражении к концу следующего года реалистичен из-за эффекта низкой базы 2020 года, это просто отскок экономики после ожидаемого провала на 5% в текущем году, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «По сути, в 2021 году российская экономика не вернется на уровень 2019 года», — отметила она. Для возвращения на докризисный уровень темпы роста должны составить около 6% в годовом исчислении. «С точки зрения целевых темпов роста экономики в 2021 году план выглядит не очень амбициозно, зато реалистично», — отметил заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.
План предполагает три этапа реализации:
- стадия адаптации (июнь—сентябрь 2020 года), цель — не допустить дальнейшего падения доходов населения и распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях;
- стадия восстановления (октябрь 2020 — июнь 2021 года), цель — обеспечить восстановительный рост экономики и доходов граждан, а также не допустить осложнения санитарно‐эпидемиологической обстановки;
- стадия активного роста (июль—декабрь 2021 года), цель — обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.
Рост доходов и восстановление занятости
Рост реальных доходов граждан, восстановление занятости и платежеспособного спроса, согласно проекту антикризисного плана, должно обеспечить увеличение выплат семьям с детьми, в частности пособия в апреле—июне 2020 года в размере 5 тыс. руб. на каждого ребенка до трех лет (потребует 74,6 млрд руб. в 2020 году), разовую выплату 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет (197,2 млрд руб.), а также ежемесячные выплаты нуждающимся семьям на детей в возрасте от трех до семи лет в размере 50% прожиточного минимума ребенка (всего около 230 млрд руб. за 2020–2021 годы). Повышению реальных доходов населения и поддержке занятости должно способствовать создание социального казначейства, которое будет предоставлять соцподдержку и содействовать занятости.
Увеличение пособия по безработице до 12 130 руб. индивидуальным предпринимателям (ИП), прекратившим деятельность после 1 марта, потребует в текущем году почти 17 млрд руб. Еще около 10 млрд руб. будет направлено на продление на три месяца периода выплаты максимальных пособий по безработице для граждан, уволенных после 1 марта.
Проект предполагает реализацию на всей территории страны с 1 января 2021 года нового порядка прямых выплат по больничным листам и по выплачиваемым в рамках соцстрахования пособиям гражданам, имеющим детей, для чего необходимо дополнительно почти 52 млрд руб. А также установление с октября 2020 года минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время сроком до трех месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время».
Малый бизнес и запуск инвестиционного роста
Поддержать малый и средний бизнес, а также ИП из пострадавших отраслей должны льготные кредиты под 2% со списанием всей суммы кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 года, что обойдется в 161 млрд руб., причем из них 155,3 млрд руб. должны быть израсходованы в следующем году. Снижение страховых взносов для малых и средних предприятий с 30 до 15% у зарплат выше МРОТ приведет к выпадающим доходам внебюджетных фондов в объеме 349,2 млрд руб. в 2020 году и 495,9 млрд руб. в 2021 году. Освобождение малых и средних предприятий из наиболее пострадавших отраслей от платежей по налогам, за исключением НДС, и страховым взносам за второй квартал 2020 года обойдется в 89,4 млрд. Проект антикризисного плана предполагает и «бесшовный» переход с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы, включая установление переходного налогового режима.
Запустить инвестиционный рост, который, по оценке Минэкономразвития, рухнет в 2020 году на 12% в годовом выражении, должно создание нормативно‐правовой базы защиты и поощрения капиталовложений (СЗПК), а также поддержка системообразующих организаций через спецпрограмму кредитования для пополнения оборотных средств. Драйвером роста экономики, по замыслу правительства, станут крупные инфраструктурные проекты, на которые должно быть задействовано свыше 2,2 трлн руб. Речь идет об увеличении провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн т (стоимость проекта оценивается в 679,4 млрд руб. за 2020–2021 годы), строительстве скоростной автодороги Москва — Нижний Новгород — Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай (610,2 млрд руб.), строительстве и реконструкции к 2024 году участков трассы Р-255 «Сибирь» из Новосибирска в Казань в обход Кемерово (45,3 млрд руб.) и др.
Проект антикризисного плана предполагает, наконец, ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда за счет цифровизации. Сделать это предполагается, в частности, запустив сервис «Госпочта», позволяющий полностью цифровизовать документооборот, создать новые сервисы на портале госуслуг, например для взаимодействия с банками в рамках получения льготных кредитов, а также внедрить цифровую ипотеку и электронные закладные с использованием технологии распределенных реестров (платформа «Мастерчейн»).
Гибрид антикризисных мер и нацпроектов
Проект антикризисного плана предполагает значительные расходы на строительство инфраструктуры и импортозамещение, которые и так были запланированы в национальных проектах, просто сейчас они маркируются как ответ на кризис, отмечает Орлова. Поскольку некоторые ранее запланированные крупные мероприятия, в частности в инфраструктурном строительстве, оказались в плане восстановления экономики, он выглядит как гибрид антикризисных мер и нацпроектов — скомбинированы краткосрочные и явно долгосрочные цели, согласен Куликов.
Запланированный дефицит федерального бюджета в 6% ВВП близок к цифре, которую мы ожидали в апреле (5,6% ВВП), что говорит о том, что наиболее затратные пункты плана уже были разработаны ранее, продолжил эксперт. «А вот достижение структурных целей плана может оказаться несколько более сложным: в частности, серьезно выглядят рост численности малых и средних высокотехнологичных компаний на 10% в год и рост несырьевого неэнергетического экспорта на 5%», — отметил он.
Пандемический кризис запустил серию структурных изменений, которые и так назревали, например переход на дистанционный режим работы и оптимизацию неэффективных рабочих мест, констатировала Орлова. С другой стороны, внезапная остановка экономики, рост безработицы, перевод в неоплачиваемые отпуска бьют по денежных доходам населения. Если в развитых странах принимаются масштабные меры именно по прямой поддержке населения, то в России нет своевременных статистических данных, позволяющих оценить, что сейчас происходит с доходами граждан, отметила главный экономист Альфа-банка. «Это может быть опасно, мы можем столкнуться через несколько месяцев с тем, что статистика покажет, что провал доходов населения оказался сильнее, чем мы думаем», — предупредила она.