Европейский регулятор проверит рейтинговые агентства на "вшивость"
ESMA решило разобраться в ситуации и изучить методы "тройки" на предмет прозрачности и объективности после того, как агентства снизили рейтинги европейских банков. Как отметил глава ESMA Стивен Майор, эксперты полагают, что Fitch, Moody's и S&P не располагают достаточным количеством аналитических материалов для того, чтобы делать заключения. Расследование ESMA должно завершиться до конца текущего года, добавил он.
Между тем S&P согласилось предоставить необходимую документацию, а также описать принципы работы и методы присвоения оценок, сообщают немецкие СМИ. Представители Moody's и Fitch пока не комментируют данную информацию в прессе.
Стоит отметить, что за прошедшие месяцы Moody's неоднократно опускало рейтинги европейских банков. Кроме того, в разгар долгового кризиса в еврозоне агентства также снижали суверенные кредитные рейтинги государств, в частности Италии и Испании. Все это вызвало волну негодования политиков, обвинивших американскую "тройку" в нагнетании обстановки. В ответ представители агентств заявили, что являются лишь вестниками плохих новостей и просто "попадают под горячую руку", в то время как ответственность за разразившийся кризис лежит на плечах правительств государств, не сумевших во время взять под контроль расходы.
23 апреля сообщалось, что на рейтинговые агентства ополчились не только европейские политики, но и крупные немецкие концерны, которые выступили с критикой планов международного агентства S&P поднять плату за выставление рейтинга. Подобный шаг со стороны S&P неприемлем и выльется в двукратное увеличение цены, говорится в документе, подписанном главами крупных немецких компаний и направленном в S&P. Свои подписи под документом поставили руководители VW, Daimler, Siemens, Bayer, Eon, RWE, Continental, Lufthansa, Deutsche Post, Henkel, Linde и Bertelsmann.
Тогда же в промышленных кругах ФРГ уточнили, что концерны платят рейтинговым агентствам по 500 тыс. евро ежегодно за предоставление услуг по выставлению рейтинга. Американские рейтинговые агентства S&P, Moody's и Fitch "делают кассу" именно за счет рейтингования предприятий, в то время как выставление оценки государствам для них, скорее, необходимый элемент имиджа. Более всего критике со стороны немецких концернов подвергается монополия тройки американских агентств на рынке подобных услуг.
В настоящий момент в Европе обсуждается идея создания единого европейского рейтингового агентства, которое могло бы составить конкуренцию американской "тройке". Однако эксперты высказывают сомнения в состоятельности данной инициативы.
Как сообщают немецкие СМИ, европейская Roland Berger, работающая в секторе стратегического консалтинга, надеялась привлечь средства для реализации подобной задумки, оценивая необходимый объем стартового капитала в 300 млн евро, однако позже вынуждена была отказаться от этой идеи: компания так и не нашла поддержки среди крупных немецких и французских банков, на которую рассчитывала. Не проявляют активного интереса к участию в проекте и представители немецкой промышленности, что ставит реализацию инициативы под сомнение.