Центробанк отказался финансировать долги компаний
Последний пример подключения ЦБ к решению вопроса долга крупной компании — обсуждение плана спасения "Мечела". Не исключено, что ЦБ станет его конечным кредитором. В рамках плана спасения компании обсуждается схема, при которой банки-кредиторы — Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ — купят облигации, которые выпустит ВЭБ, и заложат их в ЦБ, рассказывали РБК два федеральных чиновника и близкий к "Мечелу" источник.
Ранее в этом году ЦБ получил по сделкам РЕПО 42,12% другой небанковской организации — группы компаний ПИК. Как акционер девелопера Центробанк даже выдвигал кандидатов в его совет директоров, сообщала компания. Эксперты тогда не исключали, что вместе с правом выдвигать своих кандидатов новый собственник мог получить и другие корпоративные права в компании.
Правда, пока это единичные примеры. Среди чиновников правительства и администрации президента есть те, кто выступает за смягчение денежно-кредитной политики, и это представляет для вотчины Набиуллиной большую опасность. "Есть мнение, что если банки дешево кредитуют компании, этого достаточно для экономического роста. Но вряд ли в текущей ситуации такая политика дополнительной эмиссии и дешевых кредитов может привести к чему-то хорошему", — считает завлабораторией денежно-кредитной политики Института им. Гайдара Павел Трунин.
"У нас программы, аналогичные программе количественного смягчения, не будут работать так, как они работают в других странах. Там нет такого большого и раздутого госсектора и опасности высокой инфляции", — считает ведущий научный сотрудник ЦЭФИР РЭШ Наталья Волчкова.
"Считаю такие предложения неприемлемыми, они могут отбросить нашу страну далеко назад, в период начала 1990-х гг.", — заявила вчера председатель ЦБ.
Сейчас Центробанк придерживается достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Например, 24 апреля он второй раз за год принял решение о повышении ключевой процентной ставки с 7 до 7,5% годовых. В ЦБ объясняли это возросшими инфляционными рисками, решение позволит замедлить инфляцию до уровня не выше 6% к концу 2014г. Ранее Банк России повышал ставку в марте этого года с 5,5 до 7% годовых.
По словам Набиуллиной, Центробанк, как и прежде, будет придерживаться политики таргетирования инфляции на уровне 4% в среднесрочной перспективе. Она отметила, что в будущем на этой основе могут быть сформированы институты длинных денег, контроль над финансовой стабильностью и повышение устойчивости финансовой системы в целом.
Кому нужны дешевые деньги ЦБ
Владимир Путин, президент России
На Петербургском международном экономическом форуме Путин пообещал развивать механизм проектного финансирования. Его суть — в предоставлении Центробанком длинных кредитов коммерческим банкам по ставке «инфляция плюс 1%» под инвестиционные проекты. Такие дешевые кредиты должны способствовать технологическому перевооружению предприятий. Программа обсуждалась на заседании правительства 19 июня, работать она начнет не раньше осени. Пока ЦБ не видит множества проработанных инвестпроектов: «Есть пожелания, «хотелки», но спроса на базе финансово состоятельных проектов пока мало», — заявила во вторник Эльвира Набиуллина.
Алексей Улюкаев, министр экономического развития
В мае Улюкаев раскритиковал повышение ключевой процентной ставки ЦБ с 7 до 7,5%, аргументировав это тем, что удорожание кредита делает деньги для экономики более дорогими. Также он намекнул на то, что монетарным властям следовало бы ослабить политику уже в июне для стимулирования роста. «Насчет апрельского повышения с 7 до 7,5% — не уверен, что оно было абсолютно правильным. Сделает ли в июне ЦБ шаг в сторону снижения — не знаю. Я скорее бы сделал, исходя из экономической ситуации и прогноза инфляции», — сказал министр.
Сергей Глазьев, советник президента
В апрельском письме Глазьева к Минфину, содержащему 15 пунктов по защите России от санкций Запада, есть предложение дать госкорпорациям и госбанкам возможность заместить кредиты от западных банков рублевыми. Финансировать это будет ЦБ, он выпустит целевую эмиссию, а деньги разместит Внешэкономбанк. В интервью РБК в мае этого года он говорил, что денежные власти должны дать стимул экономике через каналы кредитной политики, «замкнув контуры рефинансирования в рамки реального сектора и инвестиций в модернизацию научно-технического потенциала».
Фото: ИТАР-ТАСС, Екатерина Кузьмина/РБК, Олег Грицаенко/РБК
Юлия Забавина