Экономисты оценили сокращение российской экономики из-за роста НДС
Повышение ставки НДС с 2019 года с 18 до 20% приведет к снижению ВВП, потребления, инвестиций и внешней торговли России по сравнению с гипотетической траекторией, построенной без налоговых изменений. Такой вывод содержится в статье заведующего лабораторией макроэкономического моделирования Института Гайдара Андрея Полбина, опубликованной в свежем экономическом мониторинге РАНХиГС и Института Гайдара (*.pdf). «По нашим оценкам на основе модели общего равновесия, повышение ставки НДС с 18 до 20% обусловит снижение ВВП, потребления, инвестиций, экспорта и импорта по отношению к <…> базовому сценарию экономического развития приблизительно на 0,4–0,6%», — утверждает экономист.
Правительство никаких расчетов экономических последствий повышения НДС пока не предоставляло, кроме оценки влияния на инфляцию.
Повышение ставки НДС транслируется в увеличение инфляции, из-за чего снижается покупательная способность работающего населения, поскольку снижаются реальные зарплаты, объясняет Полбин. Это, в свою очередь, с точки зрения экономической теории приведет к снижению трудовых стимулов и уменьшению суммарных отработанных часов в экономике, что повлечет падение реального выпуска и реального агрегированного дохода и, как следствие, потребления. «Инвестиции также упадут — меньшая занятость приведет к снижению доходности капитала, рост цен снижает доходы собственников капитала», — заключает автор.
По расчетам Полбина, из-за увеличения НДС темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году сократится на 0,2–0,35%, инвестиций — на 0,4–0,7%, импорта — на 0,35–0,45%. Но базой для сравнения является условный сценарий, как если бы экономические агенты принимали свои решения исходя из ожиданий, что никакие налоги повышаться не будут. «На практике данное предположение может оказаться достаточно нереалистичным», поскольку дискуссии о налоговой реформе в России ведутся давно и экономические агенты так или иначе закладывали возможное изменение налоговой системы, подчеркивает автор.
Правительство, которое внесло в Госдуму законопроект о повышении НДС 16 июня, сообщало, что маневр принесет бюджету дополнительно 620 млрд руб. в год, а деньги пойдут «на развитие социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру» — то есть на цели, обозначенные майским указом президента, говорил первый вице-премьер Антон Силуанов. Из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 п.п., до 4–4,5%, прогнозировал он, а Центробанк оценивал, что планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 п.п., причем бизнес может начать закладывать будущее повышение НДС в цены уже в этом году.
Наименьшее зло
Тем не менее повышение НДС в сравнении с другими возможными вариантами изменения налоговых ставок «представляется наименее болезненным», отмечается в статье Полбина. Повышение ставки НДФЛ или страховых взносов привело бы к тем же макроэкономическим эффектам в виде снижения стимулов для работающего населения, но выбор в пользу НДС предпочтительнее, так как у него более высокая налогооблагаемая база (в 2017 году база НДС только по основной ставке 18% составила 159 трлн руб., по данным ФНС). Следовательно, налоговую ставку в данном случае достаточно увеличить на пару процентных пунктов, в то время как ставку страховых взносов понадобилось бы повысить на 4 п.п., чтобы обеспечить соизмеримые дополнительные доходы, показывают расчеты РАНХиГС.
Другая альтернатива — повышение налога на прибыль — «в большей мере бьет по совокупным инвестициям», отмечает Полбин.
Есть и более эффективные меры, которые теоретически могли бы без увеличения налогов решить задачу исполнения майского указа, признает он: например, снижение расходов на оборону, увеличение эффективности госсектора и госзакупок, снижение уровня коррупции. Но первый вариант практически невероятен «в условиях текущей геополитической обстановки», а перспективы других «пока весьма размыты».
Представители бизнеса отреагировали на решение по НДС неоднозначно. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин назвал это решение «наименьшим злом из всех вариантов целевого финансирования программ, связанных с реализацией майского указа». «Деловая Россия» считает, что решение о росте НДС не стимулирует экономический рост, а у работников появятся требования к работодателям об увеличении зарплаты как компенсации роста цен. «Опора России» полагает, что повышение ставки НДС «усилит и без того высокую нагрузку на фонд оплаты труда, что не будет способствовать «обелению» зарплат».
Минэкономразвития недавно обновило свой макропрогноз, учтя в нем решение о росте ставки НДС с 2019 года, писал РБК со ссылкой на источники в финансово-экономическом блоке правительства. Рост ВВП в 2018 году составит 1,9%, в 2019-м затормозится до 1,4% (ранее ожидалось 2,1 и 2,2% соответственно). Рост инвестиций в 2018 году составит 3,5% (вместо ожидавшихся ранее 4,7%), а в 2019 году замедлится до 3,1% (вместо 5,6% в предыдущей версии прогноза, не учитывавшей налоговые изменения).