СП: Россия недополучила на Сахалине миллиарды долларов
На очередном заседании Коллегии СП отмечено, в частности, что, по условиям действующих СРП ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП") создаваемое в ходе их реализации имущество становится собственностью компании-операторов, но после возмещения государством полной стоимости затрат право собственности на это имущество переходит РФ.
Проверка показала, что, несмотря на полную компенсацию возмещаемых расходов, имущество в собственность государства не передано. Более того, целые имущественные комплексы, созданные операторами проектов, нигде не учтены и не зарегистрированы и эксплуатируются без правоустанавливающих документов, что создает риски их утраты.
"Такое отношение к имуществу со стороны государственных органов негативно сказывается на позиции операторов. Вместо того чтобы приобретать имущество с последующей передачей его в собственность государству, они арендуют его по ценам, сопоставимым с ценой покупки", - констатировал аудитор СП Александр Жданьков.
В качестве примера бесхозяйственного отношения к собственности аудитор привел ситуацию с арендой оператором "Сахалина-2" квартир для своих специалистов. На сегодняшний день компанией арендуется 234 квартиры, что обходится примерно в 6 млн долл. в год. При таких ценах на аренду уже за первые три года было потрачено столько, сколько эти квартиры стоят.
"За такие средства можно было бы построить новое жилье или приобрести в собственность жилье на вторичном рынке, а не окупать каждые три года чужую собственность", - посетовал А.Жданьков.
Особой критике на Коллегии подверглась деятельность операторов проектов в части их отношения к возмещаемым расходам.
"Операторы проектов не требуют от подрядчиков устранения недостатков в гарантийные сроки, не выставляют претензии за срыв работ. В результате за все расплачивается государство", - резюмировал аудитор.
Кроме того, по всем СРП существуют проблемы по формированию средств на ликвидацию последствий проектов после их завершения. При этом если по "Сахалину-1" и "Харьягинскому СРП" предусмотрены ликвидационные фонды, формируемые за счет возмещаемых затрат, то по проекту "Сахалин-2" ликвидационный фонд не предусмотрен вообще.
"И если сейчас не решить проблему, в будущем расходы лягут на федеральный бюджет и нивелируют полученный от проекта доход", - отметил Александр Жданьков.
В СП отметили также, что из-за неурегулирования вопроса о реализации природного газа на месторождении Чайво государство недополучило 3,6 млрд долл. при реализации соглашения о разделе продукции (СРП) "Сахалин-1".
Кроме того, установлено, что в нарушение соглашения от 2008г. оператор проекта "Сахалин-2" при расчете роялти из добытых углеводородов незаконно исключает тот объем, который использует на собственные нужды. В результате недоплата оператора государству составила более 125 млн долл.
В СП особо подчеркнули, что, начиная с 2011г., роялти по проекту "Сахалин-2" государство получает не деньгами, а газом, который используется Газпромом для обеспечения потребностей потребителей Сахалинской области и Приморского края.
"Из-за разницы цен на газ на внешнем и внутреннем рынках, которая составляет 326 долл. за 1 тыс. кубометров, только в 2012г. поставки газа по такой схеме обошлись государству недополучением 18 млрд руб. дохода", - отмечается в отчете СП.
Реализацию проекта "Харьягинское СРП" затрудняют недостаточный уровень управления строительными проектами и серьезное отставание ввода объектов в эксплуатацию в срок. Также было установлено, что система поддержания пластового давления, утилизации газа не создана, не проведена модернизация центрального пункта сбора продукции для очистки газа.
"В результате 74%, или 120 млн кубометров, газа в год сжигается. На экономические потери накладывается вред, который наносится экологии. Ни Минэнерго, ни Минприроды комплексную оценку этой проблемы не проводили", - отметил аудитор Александр Жданьков в выступлении на коллеги СП РФ.
Еще одной серьезной проблемой названо фактическое нарушение условий о том, что при реализации СРП компании-операторы должны по максимуму привлекать к работе российские организации и рабочих, а также использовать в первую очередь российские материалы и оборудование.
"На первый взгляд, так и происходит. Привлечение российских подрядчиков составляет 75% по "Сахалину-1", 61% - по "Сахалину-2" и 95% - по "Харьягинскому СРП". Однако зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками", - отметил А.Жданьков.
В настоящий момент в России действуют три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП").
За весь период реализации этих соглашений было добыто 103 млн т нефти с конденсатом и 71,9 млрд куб. м газа, а также произведено 36,9 млн т сжиженного газа.
Совокупные затраты с начала работ составили более 55 млрд долл., при этом 49 млрд долл. было компенсировано государством. Доход государства за указанный срок составил более 16 млрд долл., из которых 10 млрд долл. поступило в федеральный бюджет и 6 млрд долл. - в региональные бюджеты.