Fitch: Встреча ОПЕК негативно скажется на НК России
Если на этой встрече ОПЕК уступит требованиям США и других стран-членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и снизит цены на нефть, то российские нефтяные компании, планирующие значительные инвестиции в экспортные терминалы, нефть на которые поставляется по железной дороге, могут посчитать эти планы нерентабельными в условиях более низких цен на нефть (около 16-20 долл. за баррель нефти марки Urals).
Аналитики агентства полагают, что резкое и/или продолжительное понижение цен на нефть в этом году, в сочетании с обязательными программами капиталовложений, могут иметь негативные последствия для кредитной ситуации в компаниях, которые выделяют значительную долю средств из инфраструктурных капиталовложений на железнодорожные перевозки и погрузку.
Российским нефтяным компаниям постоянно не хватает экспортных возможностей, и они вынуждены обращаться к федеральному правительству с просьбами о строительстве новых трубопроводов для увеличения экспортных возможностей. Несмотря на то что "Транснефть" намерена увеличить в 2004г. годовой объем прокачки нефти по своим трубопроводам более чем на 30 млн т (около 208 млн т в 2003г.), несколько российских нефтяных компаний недавно объявили о планах железнодорожной поставки нефти и нефтепродуктов в порты.
Россия уже увеличила железнодорожный экспорт сырой нефти и нефтепродуктов до своих портов и далее через эти порты на 31%, до 41,4 млн т в 2003г. К недавно объявленным крупным инфраструктурным проектам относятся, в частности, реконструкция порта Витино на берегу Белого моря, чья пропускная способность после модернизации повысится с 3,5 млн т в год в 2003г. до 8 млн т в 2004-2005гг.; порт Высоцк на берегу Балтийского моря, чья пропускная способность составит 2,5 млн т сырой нефти и дизельного топлива в год, а также предстоящее строительство порта Вистино на берегу Балтийского моря, чья начальная годовая пропускная способность составит от 4 до 10 млн т дизельного топлива.
Руководство российских НК, вероятно, было воодушевлено недавними заявлениями заместителя министра нефти Ирана Мохаммеда Хади Нежад Хосейнияна, который сомневается, что на встрече ОПЕК будет принято решение об изменениях в объеме нефтедобычи. Так, министр финансов РФ Алексей Кудрин даже сделал оптимистичные заявления о том, что правительство прогнозирует цены на нефть марки Urals выше 26 долл. за баррель в 2004г. (что подразумевает цены на нефть марки Brent выше 28 долл. за баррель).
Кроме того, глава British Petroleum лорд Браун заявил недавно, что их новые проекты будут рассчитываться исходя из цены на нефть на уровне 20 долл. за баррель, а не 16 долл., как ранее. Решение ОПЕК о ценах на нефть может иметь прямые последствия для планов многих российских компаний по увеличению капиталовложений в дополнительную транспортную инфраструктуру с целью увеличения экспорта сырой нефти и нефтепродуктов на мировой рынок.