Бизнес попросил депутатов не принимать «репрессивный» КоАП
«Репрессивный» КоАП
Новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, поступившая в Госдуму в конце прошлого года, напугала бизнес. Против выступили представляющий интересы крупного бизнеса Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), организация по защите малого бизнеса «Опора России» и федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Документ носит репрессивный характер, он может ухудшить деловой климат и правовое положение предпринимателей, законопроект не в полной мере отвечает поручениям президента Владимира Путина об уменьшении административной нагрузки на бизнес, пишет президент РСПП Александр Шохин главе профильного комитета Госдумы единороссу Владимиру Плигину (копия письма есть у РБК). На этом же настаивает и президент «Опоры России» Александр Калинин. В нынешней редакции проект невозможно согласовать — он «носит откровенно репрессивный характер и направлен не на предотвращение правонарушений, а на пополнение бюджета за счет штрафов», отмечает Калинин в письме главе комитета Госдумы по экономической политике Анатолию Аксакову (копия есть у РБК). Ранее аналогичные возражения в Госдуму направил бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Операция «ликвидация»
Действующему КоАП больше 10 лет, его приняли в 2002 году, и за это время многое изменилось — появились новые правовые институты, например институты госзакупок, контрактная система, законодательно и организационно оформились институты в сфере государственного контроля (надзора), указывают инициаторы проекта — группа депутатов во главе с Плигиным — в пояснительной записке.
Проект КоАП вводит несколько новых видов наказания: исправительные работы, запрет на пользование услугами авиакомпаний — для физлиц, а для юрлиц — лишение специального разрешения (лицензии) и даже ликвидация компании. Если предприятие теряет лицензию, получение нового документа может занять до 45 дней — фактически на это время бизнес выключается из нормальной экономической деятельности, и это может привести к нарушению прав контрагентов и закрытию самой компании, указывает Шохин.
Ликвидация юрлица как наказание по новому КоАП возможна при наличии трех составов преступлений — создание условий для торговли детьми или их эксплуатации; изготовление, приобретение, хранение, публичная демонстрация материалов с порнографическим изображением несовершеннолетних и финансирование терроризма. В каждом из этих случаев физические лица параллельно привлекаются к уголовной ответственности, но юрлицо привлечь к ней нельзя, только и остается его ликвидировать, поясняет соавтор законопроекта, зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин.
В будущем список правонарушений, чреватых ликвидацией юрлица, может быть расширен, опасается президент РСПП. Например, компанию можно будет ликвидировать за работу без лицензии, не переоформленной в том числе по вине госорганов. А восстановить работу такой компании уже не удастся — отмена ликвидации не предусмотрена законом. Такую меру, как ликвидация, можно использовать в коррупционных целях и как инструмент давления на предпринимателей, добавляет Калинин из «Опоры России».
Штрафная нагрузка
Если принять КоАП в нынешнем предложенном виде, то штрафы для компаний вырастут в десятки раз, за грубые административные правонарушения — с 5–10 млн до 60 млн руб. Это уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем. А для индивидуальных предпринимателей максимальные размеры административного штрафа в зависимости от категории правонарушения составят 25 тыс., 100 тыс. и 400 тыс. руб.
Завышенные штрафы ведут к дестабилизации хозяйственной деятельности и потенциальному банкротству компаний, что превращает их в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, говорится в отзыве РСПП.
Эти штрафы неподъемны для малого бизнеса, добавляет Калинин. По его словам, они идут вразрез с реформированием контрольно-надзорной деятельности и внедрением риск-ориентированного подхода, при назначении наказания авторы не учитывают тип нарушителя и уровень общественного вреда.
Сейчас и так могут назначать очень большие штрафы на несколько десятков миллионов рублей, «мы ограничили верхнюю планку — сейчас ее вообще нет, могут и 300 млн назначить», парирует Дмитрий Вяткин. «По многим составам мы планируем снижать санкции, в частности, по таможенным правонарушениям, для всех участников внешнеэкономической деятельности это очень серьезно. Для граждан устанавливаем максимальную верхнюю планку — 100 тыс. руб. (сейчас в кодексе — 300 тыс. руб.)», — сказал он РБК.
Контроль любой ценой
Это не первая попытка властей ввести принудительную ликвидацию компаний. Год назад замглавы думского комитета по законодательству Александр Ремезков («Единая Россия»), реализуя давнюю идею Следственного комитета, внес законопроект о введении института уголовной ответственности компаний с высшей мерой наказания в виде ликвидации. Но ход ему тогда решили не давать.
Правительство давно изучало возможности для привлечения юридических лиц к ответственности, аналогичной уголовной, напоминает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. По его словам, резкое ужесточение административных штрафов — это попытка обеспечить суровое наказание, по жесткости аналогичное уголовной ответственности для компаний, без ее введения.
На практике это приведет к фактической криминализации отдельных правонарушений, поясняет он: штрафы вырастут почти до уголовного уровня, появится возможность привлекать должностных лиц компаний к серьезной административной ответственности.
Высокий размер штрафов может негативно сказаться на экономике в целом, поскольку для многих предприятий эти суммы окажутся просто неподъемными, предполагает юрист BGP Litigation Владимир Клименко. По его словам, увеличение штрафов может привести к двум прямо противоположным последствиям — как дисциплинировать предпринимателей, так и вызвать рост коррупции.
Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что отзыв на проект пока не готов; представитель Минюста сказал, что ведомство пока собирает отзывы для подготовки позиции правительства. «В текст, вне всякого сомнения, будут вноситься правки, мы идем навстречу пожеланиям, толковые критические замечания будут учтены, как и те, которые сейчас уже рассматриваются в Думе», — обещает Вяткин. По его словам, после получения отзыва правительства законопроект будет направлен на рассмотрение в первом чтении — это должно произойти в феврале. Депутаты планируют полностью принять документ в эту сессию.