Группа СОК готова продать "ИжАвто" за 12 млрд руб.
По его словам, оферта на 12 млрд руб. выставлена АвтоВАЗу, и сейчас группа СОК продолжает переговорный процесс с потенциальным покупателем. "Тройка Диалог", которая проводит процедуру due diligence на "ИжАвто", выступает как представитель АвтоВАЗа. Оценку со стороны группы СОК проводит Газпромбанк, рассказал М.Добындо.
Цена за "ИжАвто", по мнению гендиректора, назначена абсолютно справедливая. "Сошлюсь на мнение независимых экспертов. Для оценки капитализации "ИжАвто" в 2007 году мы привлекали одну из самых авторитетных аудиторских компаний - KPMG. Ее оценка касалась только материальных активов завода и на первоначальном этапе составила 16 млрд руб. После применения международной методики дисконтирования в конечном итоге осталось 9,6 млрд руб. Но, повторю, это только материальные активы. Интеллектуальная составляющая и отлаженный бизнес в современном мире имеют вполне реальную, измеримую в деньгах стоимость", рассказал М.Добындо. В качестве примера им был приведен еще один сравнительный вариант расчета стоимости. Официально озвученная собственником и поддерживаемая "Тройкой Диалог" капитализация "АвтоВАЗа" - $5,3 млрд. В ней "посчитаны" введенные в Тольятти мощности под производство 880-920 тыс. автомобилей. Возможности же "ИжАвто" - 220 тыс., то есть одна четвертая часть от "ВАЗовских", продолжил М.Добындо.
Так, по его словам, например Volkswagen, для того чтобы построить завод на 230 тыс. автомобилей, сегодня необходимо вложить 1 млрд долл. Не менее важен и временной фактор. "Строительство нового завода имеет стандартный срок - 24-36 месяцев. "ИжАвто" сегодня не располагает массовым продуктом, но у завода есть реальная возможность максимум в течение года освоить производство любого автомобиля классов А, B, C и D включительно, а также средних по размеру внедорожников в габаритах KIA Sorento", - отметил М.Добындо.
Вывод на рынок модели, освоенной на "ИжАвто", произойдет в два раза быстрее, чем на любом вновь строящемся заводе, а это большая фора. Таким образом, наценка "за бизнес" в размере примерно $100 млн, добавленная к базовой стоимости активов завода, возможно, даже слишком скромная.
Что касается реакции KIA Motors, чьи модели помимо "ВАЗовских" производятся на "ИжАвто", то, по словам М.Добындо, она довольно тревожна. "Но контракты подписаны, юридическое лицо "ИжАвто" сохранит все свои обязательства, которые были перед корейской компанией. "Другой вопрос, что в соглашении с KIA сказано, что в случае смены собственника KIA Motors сама может принять решение о прекращении проекта", - рассказал глава "ИжАвто". Как известно, на данный момент "ИжАвто" производит две модели KIA. Их жизненный цикл на производстве определен соглашениями: автомобиль Spectra предприятие планирует производить до 31 декабря 2009 года, Sorento - до 2012 года.
"Мое мнение, - отметил М.Добындо, - таково: проект Spectra необходимо завершить в силу того, что он уже практически исполнен. Проект по выпуску внедорожников Sorento также может реализовываться при любом собственнике, так как он локальный и в то же время достаточно рентабельный. В случае отказа от продолжения проекта в Ижевске, у группы СОК есть неплохой запасной вариант. Группа, являющаяся дистрибьютором корейских автомобилей в России и заинтересованная сохранить успешный бизнес, может перенести производство моделей KIA в Сызрань, на завод "Рослада". При этом речь идет не только о моделях Spectra и Sorento, но и о возможном расширении модельного ряда, например за счет KIA Cerato. "Рослада" - хорошая компактная производственная площадка, обладающая практически всеми параметрами для того, чтобы наладить здесь производство KIA в объеме 60-70 тыс. в год". Процесс переноса производства на новую площадку, считает М.Добындо, может занять максимум год.
Глава "ИжАвто" также отметил, что без мощностей завода, развитых до 350 тыс. автомобилей в год, реализовать планы альянса "Reno-Nissan-АвтоВАЗ" к 2014 году выйти на уровень производства в 1,5 млн автомобилей будет крайне сложно. "Дело здесь даже не в лимите мощностей АвтоВАЗа - мощности можно развивать до любых пределов, - но объема производства свыше 1,1 млн просто не выдержит городская и логистическая инфраструктура Тольятти", - считает М.Добындо.
Что касается будущего предприятия, то его глава считает, что существует два варианта развития событий. Первый: "ИжАвто" - мультибрендовый завод, и каждый из участников разместит в Ижевске свою нишевую продукцию в объеме 50-70 тыс. автомобилей в год. Второй вариант - это создание монобрендового завода. "Понятно, что у союза Renault-Nissan-АвтоВАЗ со временем появятся свои унифицированные платформы. Какую-то модель из этого унифицированного ряда можем выпускать мы. Производство на одной платформе автомобиля в четырех-пяти кузовах - это уже совсем другой завод. С экономической точки зрения гораздо эффективнее. При выпуске массовой модели выше добавленная стоимость и глубина переработки. Но технически оба варианта имеют право на жизнь", - заключил М.Добындо.