Росстат зафиксировал потребительский бум на дорогие товары
К крупным покупкам россиян подталкивает страх перед ростом ценВ 2021 году в России выросли продажи предметов роскоши и дорогостоящих товаров длительного пользования: за январь—сентябрь часов было продано на 37,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года, мобильных телефонов — на 27,9%, ювелирных изделий — на 26,6%, автомобилей — на 24,8%. Это следует из мониторинга социально-экономического положения, размещенного Росстатом 1 декабря. Речь идет о сравнении в сопоставимых ценах, то есть в реальном выражении.
Тенденция к росту покупок техники и драгоценностей прослеживается еще с прошлого года. Объемы реализации этих категорий товаров росли даже на фоне общего падения продаж в рознице во время различных карантинных ограничений. В сравнении с аналогичным периодом допандемийного 2019 года россияне приобрели более чем в полтора раза больше часов и смартфонов, а также компьютеров (последнее отчасти могло быть спровоцировано переходом компаний на удаленный режим работы), следует из данных, предоставленных РБК Росстатом. Продажи автомобилей тоже показали прирост по отношению к доковидному периоду, увеличившись более чем на четверть.
На мобильные телефоны, компьютеры, стиральные машины, автомобили, ювелирные изделия приходится более 11% всех розничных продаж, следует из данных Росстата. В то же время, согласно методологии ведомства, продажа товаров учитывается по полной стоимости (даже в случае скидок), а ЦБ еще в 2017 году указывал, что дефлятор, с помощью которого Росстат вычисляет оборот в сопоставимых ценах, не совсем корректно учитывает многочисленные торговые акции.
Почему изменилась стратегия потребленияО наблюдающемся повышенном спросе покупателей на предметы роскоши, дорогостоящую технику и украшения на форуме «Россия зовет» говорила гендиректор крупнейшего в стране маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук. При этом на повседневных товарах клиенты экономят, подчеркнула она. «Мы видим, что у нас очень сильно растет потребление шуб, холодильников, стиральных машин, ювелирных изделий. Такая противоречивая динамика. На то, что потребляется каждодневно, цены падают, а с другой стороны, люди вкладывают все сбережения в то, что они привыкли считать надежным вложением», — сказала Бакальчук.
Тенденцию экономии на повседневных вещах косвенно подтверждает и статистика объемов продаж: по сравнению с прошлым годом на 2–5% упали продажи в сопоставимых ценах куриного мяса, яиц, соли, муки, макарон. В целом оборот розничной торговли за девять месяцев 2021 года увеличился на 8,4% в реальном выражении по сравнению с тем же периодом годовой давности.
Такая потребительская стратегия — экономить на повседневных вещах и покупать дорогостоящие — проявилась из-за неопределенности пандемийного времени, объясняет заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. В спокойное время потребитель действует под руководством совокупности трех факторов: полезности покупки в разных периодах жизни, субъективного желания и бюджетных ограничений. «Сейчас существует неопределенность, и рациональные ожидания могут заменяться. Это значит, что в качестве прогнозной инфляции берется в расчет сегодняшняя 10-процентная по продовольственным товарам в среднем, а не целевая четырехпроцентная, возврат к которой ЦБ России обещает в будущем. То же относится к процентным ставкам. В расчетах учитывается сегодняшняя высокая, а не рационально обоснованная низкая в соответствии со снизившейся инфляцией в будущем», — говорит Миронов. Другими словами, потребители мыслят быстрыми темпами удорожания, стараясь сделать дорогие покупки сейчас и, возможно, надеясь с учетом высокой инфляции выгодно продать их в будущем, предполагает эксперт.
За прошлый год денежные доходы населения упали на 3%, отчитывался Росстат. В этом году динамика развернулась — по итогам третьего квартала доходы выросли на 8,1% и превысили доковидный уровень 2019 года. Вслед за доходами выросла и доля потребительских расходов на товары и услуги — с 77,3% в первом полугодии 2020 года до 84,2% сейчас, отмечали эксперты НИУ ВШЭ в мониторинге социально-экономического положения. То есть россияне стали больше покупать, а не копить: если в прошлом году доля сбережений в структуре доходов составляла 7,9%, то в этом году она сократилась практически до нуля (0,5%). Эксперты ВШЭ тягу населения к шопингу объясняют эффектом «низкой базы» и фактором отложенного спроса: в период локдаунов магазины были закрыты, свободные деньги оставалось только откладывать, а теперь можно тратить.
«С возвращением к относительно нормальной жизни после смягчения ограничений, введенных в связи с COVID-19, потребители снова устремились в магазины и во втором квартале вызвали настоящий потребительский бум, подогреваемый сбережениями, накопившимися в течение 2020 года, и стремительным ростом кредитования», — написал Всемирный банк в докладе по российской экономике 1 декабря.
Какую роль играет инвестиционный мотив
Сейчас инвестиционный мотив для покупок автомобилей и недвижимости ослабевает на фоне их сильного подорожания, замечает Миронов. «Настала очередь бытовой техники (в том числе для обустройства второго загородного жилья, где можно спасаться от напастей), мощных продвинутых гаджетов, которые стали неотъемлемой частью нового пандемийного быта, а также ювелирных изделий, которые могут вырасти в цене на фоне возможного ослабления рубля, да и просто порадовать», — говорит экономист.
В массовом сегменте ювелирного рынка вырос средний чек покупки, хотя в физическом выражении количество проданных драгоценностей и граммов золотых изделий сократилось, рассказала генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Одна из причин, по ее словам, — мотивация покупателя защитить накопленные или сэкономленные рубли от девальвации валют на фоне неопределенности с перспективами пандемии. Вторая причина — подорожание драгоценных металлов, камней и украшений из них. «В 2021 году цены на готовые изделия выросли на 20–40%. В начале 2020 года 1 г золота 585-й пробы стоил 1500–1600 руб., в конце 2021 года — уже 2600–2700 руб.», — отметила она.
Однако больше всего со временем дорожают в цене эксклюзивные изделия. «Год от года растут в цене украшения или часы, которые относятся к объектам коллекционирования. Поэтому топ-бренды-производители намеренно ограничивают доступность отдельных моделей, тем самым превращая их в предметы повышенного спроса», — отмечает Лебсак-Клейманс.