В 2013г. произошло уже 10 случаев схода ж/д вагонов
По данным РЖД, в 2004 и 2005гг. изломов боковых рам зафиксировано не было. Однако начиная с 2006г. наблюдается постоянный рост таких случаев: в 2006г. – 7, в 2007г. – 10, в 2008г. – 8, в 2009г. – уже 12, в 2010г. – 21, в 2011г. – 24. В 2012г. было зафиксировано 23 случая излома боковых рам тележек грузовых вагонов, из которых 21 случай привел к сходам подвижного состава с рельсов.
Во времена Министерства путей сообщения на железных дорогах использовался только один тип тележки для грузовых вагонов – модель 18-100 и ее модификации. Это обеспечивало необходимые качество и безопасность перевозок в советское время и последующее десятилетие, однако к началу 2000-х гг. значительное количество находившихся на сети тележек выработало свой ресурс.
Вместе с тем либерализация парадигмы управления рынком привела к появлению на железнодорожном транспорте частных компаний и, как следствие, усилению конкуренции. Производители подвижного состава, стремясь завоевать лидирующие позиции, начали внедрять свои разработки. В результате на рынке появилось большое количество различных по конструкции моделей грузовых тележек. С точки зрения государства это малоэффективно: необходимо создавать склады запчастей, принимать многочисленные и не всегда эффективные меры по обеспечению качества и безопасности перевозок.
Эксперты считают, что в полной мере использовать потенциал российских железных дорог позволит создание единого стандарта и именно 2013г. должен стать годом начала внедрения на сети современных тележек. Несколько частных компаний-производителей с большими ресурсами и значительным заделом по внедрению своих продуктов взяли на себя ответственность за разработку и производство новых моделей ходовых частей вагонов.
Сегодня происходит консолидация технологий, на лидерство в этом сегменте претендуют тележки Уралвагонзавода, Тихвинского вагоностроительного завода и американская модель "Моушн Контрол". Последней, по всей видимости, будет сложнее пробиваться на рынок. В конце прошлого года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приостановила эксплуатацию 70 грузовых вагонов на тележке "Моушн Контрол", которые успели пройти всего 35 тыс. км. Повторная комиссия, прошедшая уже в конце января с участием специалистов РЖД, Ространснадзора, Росжелдора, а также производителя и компании-разработчика Amsted Rail (США), выявила интенсивный износ и изломы в значительной части составных частей конструкции тележки 18-9836 "Моушн Контрол". В итоге сертификат на производство данных вагонов может быть отозван.
Эксперты уверены, что перенимать зарубежную технологию в чистом виде категорически нельзя, и говорят о просчетах в конструкции, которые не были выявлены своевременно на моменте сертификации продукта. Как пояснили РБК в Институте проблем механики РАН, "данные показатели требуют серьезного исследования, в которых необходимо применить анализ по системе "вагон-путь". Отклонения возникли за счет несовместимости одной системы, которой является новая тележка, с другой системой, которой является наш путь. Причиной может быть и неправильный выбор материалов. Помимо износа, есть еще контактно-усталостные повреждения, которые могут привести к магистральной трещине, поломке детали. Поэтому системный подход к исследованию, в том числе к новой тележке, которую пытаются внедрить, просто необходим, заключили специалисты.
Безусловно, шансы у американского разработчика Amsted Rail по успешному выводу своей технологии на российский рынок еще остаются: можно внести необходимые доработки в тележку и адаптировать ее к российским условиям эксплуатации. Но отечественные производители на Урале и в Ленинградской области не стоят на месте и могут стать реальными претендентами на роль основных производителей тележек нового стандарта.
В этой связи показателен пример с новейшим американским самолетом Boeing 787 Dreamliner, полеты которого приостановлены из-за серии технических неисправностей. Если дефекты не удастся устранить в ближайшее время, американский авиагигант рискует потерять не только миллиарды долларов, но и свою долю на мировом рынке.