Нефтегазовые сверхдоходы впервые разрешат тратить на текущие нужды
Какие изменения внесут в бюджетный кодекс из-за санкцийПравительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, он направлен на «эффективное управление структурой государственного долга и обеспечение финансовой стабильности» в 2022 году. Корректировки позволят быстро и гибко реагировать на изменения ситуации в экономике, заявили в правительстве. Документ был одобрен к первому чтению профильным комитетом нижней палаты парламента — по бюджету и налогам.
Одно из основных изменений, содержащихся в законопроекте, — возможность направлять дополнительные нефтегазовые доходы бюджета на следующие цели:
- исполнение публичных нормативных обязательств России (к ним относятся в основном различные выплаты из бюджета населению — пособия, военные пенсии и т.д.);
- погашение государственного долга;
- замещение государственных заимствований;
- реализация иных приоритетных мероприятий по решению правительства.
По действующему бюджетному правилу нефтегазовые сверхдоходы (в 2022 году таковыми признаются дополнительные поступления в бюджет, возникшие от превышения ценой на нефть «отсечки» в $44,2 за баррель, запланированы в размере 3,4 трлн руб.) зачисляются в Фонд национального благосостояния через механизм покупки валюты на внутреннем рынке. Однако санкции подорвали работу этого механизма, несмотря на высокие цены на нефть, писал РБК.
Минфин 3 марта сообщил, что по крайней мере в 2022 году не будет покупать на дополнительные нефтегазовые доходы, идущие в бюджет в рублях (это налоги на добычу углеводородов и экспортные пошлины), иностранную валюту или золото. Из-за блокировки западными странами валютных резервов Банка России (частью которых являются ликвидные средства ФНБ) Минфин фактически лишился возможности покупать в резервы что-либо кроме китайского юаня и российского золота.
Такой ситуации, чтобы накопление резервов было нецелесообразным при ценах на нефть свыше $100 за баррель, в России еще не было, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В условиях санкций, по его словам, правительство вынуждено вновь скорректировать условия бюджетного правила и впервые дать возможность направлять нефтегазовые сверхдоходы на экстренные текущие нужды. Очевидно, что в дальнейшем властям нужно будет реализовывать пакет масштабных антикризисных мер и активно вмешиваться в экономическую деятельность — на такие приоритетные мероприятия вполне могут быть направлены нефтегазовые «излишки», констатировал он. «Предлагаемые корректировки не нарушают законодательных основ, однако хотелось бы, чтобы конструкция бюджетного правила была более гибкой, работающей как в кризисные, так и в благополучные периоды», — отмечает Климанов. Как отмечал РБК, основным табу, связанным с нефтегазовыми сверхдоходами, до последнего времени был запрет на их использование для финансирования внутренней экономики, чтобы не допустить разгона инфляции.
Инвестиции и перераспределение средств
Другой важной новеллой законопроекта стала возможность размещения средств ФНБ в государственные ценные бумаги России, которые сегодня представлены облигациями федерального займа (ОФЗ). На фоне санкций 24 февраля правительство объявило о приостановке аукционов по размещению ОФЗ на две недели. По плану Минфина, за счет ОФЗ в первом квартале 2022 года планировалось привлечь не менее 700 млрд руб. По состоянию на 1 февраля 2022 года объем государственного внутреннего долга России в облигациях составил 15,77 трлн руб. Недоразмещенные из-за санкций объемы ОФЗ Минфин предлагает замещать дополнительными нефтегазовыми доходами, которые раньше целиком шли в резервы.
Кроме того, документ разрешает Минфину вкладывать средства ФНБ в акции российских эмитентов на вторичном рынке при условии, что они не связаны с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов. На инвестирование в них до 2024 года планировалось выделить 2,5 трлн руб., сообщал глава Минфина Антон Силуанов, однако неясно, остается ли этот план актуальным. Исходя из данных о структуре ФНБ на 1 февраля, западные страны заморозили активы фонда в евро, британских фунтах и японских иенах в эквиваленте $53,9 млрд, или 4,17 трлн руб. по курсу на 1 февраля. Суммарно объем ФНБ на эту дату составил 13,6 трлн руб., или 10,2% ВВП, прогнозируемого на 2022 год, следует из данных Минфина.
С начала этой недели, после введения западных санкций против Банка России, торги в фондовой секции Мосбиржи не проводятся. Бумаги многих российских эмитентов за этот период на Лондонской бирже упали почти до нуля.
«Приобретение указанных акций по текущим заниженным ценам рассматривается в качестве долгосрочного перспективного вложения средств ФНБ, а также позволит стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке», — говорится в пояснительной записке. На покупку акций будет направлено до 1 трлн руб. из резервов.
Из пояснительной записки следует, что инвестировать в акции и госбумаги средства ФНБ может до тех пор, пока объем его свободных средств не опустится до 7% ВВП. В ноябре 2021 года Госдума приняла закон о повышении порога для инвестирования до 10% ВВП. Тогда необходимость этого объяснялась рисками энергоперехода для устойчивости федерального бюджета. На 1 февраля 2022 года объем ликвидных ресурсов ФНБ оценивался в 6,6% ВВП, прогнозируемого на 2022 год, или в 8,77 трлн руб. ($112,7 млрд).
Еще одно нововведение законопроекта — возможность быстро, без внесения изменений в закон, перераспределять финансирование в ходе исполнения как федерального, так и региональных и местных бюджетов в 2022 году, в том числе для наполнения резервного фонда правительства. Таким образом можно будет изыскать средства на экстренные мероприятия по поддержке экономики и финансового сектора на фоне изменения геополитической обстановки. Общий объем расходов бюджета в 2022 году может быть увеличен на сумму поступления дополнительных ненефтегазовых доходов.
Законопроект также разрешает регионам направлять на приоритетные расходы средства, высвобождаемые при реструктуризации бюджетных кредитов.
В аппарате правительства перенаправили запрос РБК в Минфин. Там не ответили на запрос.